Все три монотеистические религиозные системы, известные
истории мировой культуры, тесно связаны друг с другом, вытекают одна из другой
и генетически восходят к одной и той же ближневосточной зоне. Первая и
древнейшая из них – иудаизм, религия древних евреев. Об иудаизме написано
много. Эта религия со всеми ее догматами и обрядами, богатой
историко-культурной традицией, зафиксированной в священных текстах,
обстоятельно исследовалась специалистами.
Вообще-то нет ничего удивительного в том, что
монотеистическая религия сложилась в ближневосточной зоне, где ранее всего
появились древнейшие очаги цивилизации и где еще в III тысячелетии до
н.э. сформировались достаточно развитые первые религиозные системы.
Неудивительно и то, что именно здесь, где существовали древнейшие в истории
централизованные деспотии, в первую очередь Египет, сама идея абсолютной власти
и высшего суверенитета обожествленного правителя могла привести к монотеизму.
Важно, однако, заметить, что эту связь не следует воспринимать упрощенно.
Конечно, подданные египетского фараона вполне определенно видели в своем
повелителе высший божественный символ, олицетворявший всю их разросшуюся
этнокультурную и социально-политическую общность. Такая исключительная в своем
роде концентрация земной власти могла привести к мысли, что и на небесах,
т.е. в мире сверхъестественных сил, структура власти являла собой нечто
подобное. Именно такие предположения должны были способствовать вызреванию идеи
монотеизма. Тенденции к реализации этой идеи проявили себя достаточно рано, уже
во времена Эхнатона. Но одно дело тенденции и совсем иное – успешная их
реализация.
Религия, как уже говорилось,– автономная система. Ее
развитие во многом зависит от сложившихся в ней издревле норм и подчинено силе
инерции консервативных традиций. Активно функционируя с целью сохранения
существующей системы, привычные нормы и консервативные традиции обычно стоят на
страже статус-кво, так что новые религиозные системы сравнительно легко могут
заменить устаревшие лишь при исключительных обстоятельствах, в критических
ситуациях, сопровождающихся коренной ломкой устоявшейся структуры. При этом
нельзя сбрасывать со счетов ту силу, на которую может опереться в своих
реформах, включая и религиозные, всевластный деспот типа фараона. Эхнатон такой
силой явно не обладал, а дискредитация его реформ окончательно подорвала ту
идейную базу, на которую мог бы опереться кто-либо еще в своих попытках
заменить единым божеством культы могущественных и ревниво соперничавших друг с
другом древнеегипетских богов и стоявших за ними влиятельных жрецов. Как бы то
ни было, но именно там, где логичнее всего было бы ожидать появления
монотеизма, противодействие давно сложившейся и прочно укрепившейся религиозной
системы, опиравшейся на мощный пласт традиций, не позволило ему утвердиться.
Зато идея монотеизма была подхвачена и развита полукочевым семитским племенем
древних евреев, оказавшимся на какое-то время в контакте с великой империей
фараонов.
Рекомендуем к прочтениюКитайский буддизм
Буддизм проник в Китай из Индии преимущественно в своей
северной форме Махаяны во IIв. Процесс его укрепления и развития в Китае
был сложен и длителен. Потребовались многие века ...
Из хадисов Пророка Мухаммада
Сообщается, что Абу АбдаллахХузайфа ибн ал-Йаман ал-Ансари, да будет доволен
Аллах ими обоими, известный как писец Посланника Аллаха, да благословит его Аллах
и да приветствует ...
Религия в древнем Китае
Если Индия – царство религий, а религиозное мышление индийца
насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай являет собой цивилизацию иного
типа. Социальная этика и административ ...
|