Ислам – третья и последняя из развитых монотеистических
религий. Она также возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же
почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях,
что и христианство и иудаизм. Эта религиозная система с ее наиболее строгим и
завершенным, доведенным до предела монотеизмом сложилась на базе двух ее предшественников,
так что заимствования в плане не только общекультурном, но и чисто
теологическом, религиозно-культовом, ощутимы здесь на каждом шагу. Ими
наполнена священная книга мусульман – Коран. Они сказываются в символе веры, в
принципах культа, в мифологии, заповедях морали и т.п. И все же, несмотря
на это, исламу как мировой религии нельзя отказать в самобытности. Пусть даже в
философских поисках и решениях, в сфере религиозной доктрины ислам, возникший
сравнительно поздно, в основном ограничился заимствованием уже давно
апробированных идей. Много существенней для оценки роли и места этой религии
то, что в практике, в повседневном влиянии на жизнь людей, в колоссальном
воздействии на культуру и быт ряда народов Азии и Африки ислам не только имеет
свой неповторимый облик, но и весьма специфичен по характеру. Специфика эта
настолько велика и ощутима, что специалисты далеко не случайно говорят о «мире
ислама», об исламской (арабо-исламской) цивилизации.
Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только
арабов, его первых и основных адептов, но и всех народов ближневосточного
региона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов
Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки,
^.результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались
не только судьбы народов, но и их культурные традиции, идейный багаж, нормы
быта и морали, мифопоэтические и эпические образы и предания, которые и сегодня
во многом определяют их жизнь. Конечно, покоренные арабами страны и народы
сохраняли и развивали собственные доисламские культурные традиции – и тем более
это относится к странам, куда ислам проник мирным путем. Однако на протяжении
веков почти абсолютного господства ислама доисламские традиции либо безвозвратно
уходили в прошлое, либо настолько преобразовывались, исламизировались, что
практически свелись лишь к национально-культурной специфике. Разумеется, эта
специфика весьма дорога каждому из народов исламского мира, так как отражает
его лицо и придает ему оригинальный собственный облик. И в этом смысле ее
нельзя недооценивать, считать чем-то второстепенным. Однако важно подчеркнуть,
что у любого из мусульманских народов она с лихвой перекрывается комплексом
норм и предписаний общего для всех них ислама.
Рекомендуем к прочтениюИслам: теория и практика
Краеугольным камнем религиозной теории мусульман, основным
кредо ислама является широко известная и часто употребляемая фраза: «Нет Бога
кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его». В э ...
Эволюция религиозной жизни и обрядности. Возникновение папства
Дискуссии, развернувшиеся в IV в. в христианской церкви, способствовали выдвижению
нескольких епископов и толкователей текстов, которые вошли в категорию «отцы церкви».
На Вост ...
Христианство
Христианство – наиболее распространенная и одна из самых
развитых религиозных систем мира. И хотя оно в лице своих последователей
встречается на всех континентах, а на некоторых ...
|