Буддизм, как уже упоминалось, был той универсальной мировой
религией, которая являла собой общий религиозный компонент различных
цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Распространившись столь широко,
буддизм не был и не мог быть единым. В своей ранней форме Хинаяны (Тхеравада)
буддизм сохранился и развивался в ряде стран на юге и юго-востоке Азии, прежде
всего на Цейлоне и в Индокитае (кроме Вьетнама, где укрепился китаизированный
буддизм Махаяны), а также в доисламской Индонезии. Буддизм Хинаяны, став в
некоторых государствах (Шри-Ланка, Таиланд, Кампучия и др.) официальной
государственной религией, на тысячелетия сохранил свой весьма консервативный
облик. Все последующее развитие его как доктрины шло за счет другой его формы –
северного буддизма Махаяны.
Буддизм Махаяны распространялся и развивался по преимуществу
в Китае и Японии, причем из-за воздействия со стороны местных идейных доктрин
(конфуцианства, даосизма и синтоизма) он был со временем настолько сильно
модифицирован, что превратился соответственно в китайский и японский буддизм и
именно в этой модификации оказывал воздействие на другие страны (Корея,
Вьетнам).
В позднем средневековье, однако, на базе как
хинаянистско-го, так и – в большей степени – махаянистского буддизма (в том
числе и в его китаизированной модификации) на стыке между двумя великими
цивилизациями, в районе Тибета, возникла своеобразная форма этой мировой
религии – ламаизм. И можно сказать, что именно в этой своей наиболее поздней,
развитой и весьма специфической модификации буддизм как мировая религия достиг
наиболее завершенного облика. Во всяком, случае вплоть до сегодняшнего дня
культ главы его – тибетского Далай-ламы —является своего рода символом, центром
притяжения, высшей ценностью буддизма не только для самих ламаистов, но и для
многих буддистов из числа приверженцев Хинаяны и Махаяны.
Рекомендуем к прочтениюОппозиционные учения: джайнизм
Ортодоксальные религиозные доктрины древней Индии,
генетически восходившие к религии и мифологии арийских вед, были тесно связаны
с системой сословного неравноправия, которая наш ...
Возникновение и богослужебная деятельность первых христианских общин
средиземноморского мира
В одном из самых оригинальных исследований Фридриха Энгельса, опубликованном
в 1894 г., за год до его смерти, в теоретическом журнале немецких социалистов «Нойе
Цайт», самые ра ...
Религиозные системы древних обществ ближнего востока
В тех странах и регионах мира, у тех народов, которые в
своем поступательном развитии пересекли грань первобытной общины, свойственные
раннерелигиозному комплексу верования, пред ...
|