На протяжении тысячелетий религия, санкционированная ею
традиция и складывавшаяся на этой основе культура не только формировали
групповой опыт поколений и стабильную систему общепризнанных нормативных
ценностей, но также являли собой фундамент духовного развития общества,
квинтэссенцию цивилизации. Закономерность такого рода универсальна: она
касается и раннерелигиозного комплекса с находившимися под его воздействием
первобытными коллективами, и ранних религиозных систем, автономно или
полуавтономно формировавшихся в тех или иных странах мира, и великих мировых
религий и приравниваемых к ним идеологических доктрин типа конфуцианства.
Далеко не случайно, как о том уже упоминалось, специалисты обычно рассматривают
те или иные цивилизации именно сквозь призму соответствующих религий, которые
во многом задавали тон, а то и определяли конкретный облик того или иного
общества, его идейные и институциональные основы.
Разумеется, речь не идет о том, что религия всегда и везде
была первоосновой развития общества. Но религия способствовала созданию того
или иного общества, той или иной цивилизации. И лучше всего это видно при
сопоставлении Востока и Запада, а точнее – западноевропейского античного и неевропейского
(условно его иногда называют «азиатским») путей развития. Принципиальная
разница между тем и другим с момента так называемой архаической революции в
античной Греции (VIII–VIвв. до н.э.) сводится к тому, что только в
античной Греции прежде слабо развитые и во многом ограниченные
частнособственнические отношения стали господствующими и структурообразующими.
Следствием такого рода социальной мутации – единственной и неповторимой – было
возникновение тех политических форм (полис, демократия, республика), правовых
гарантий (частное право, неприкосновенность и правовая защита частной
собственности, права гражданина и т.п.) и особенностей социального
статуса (вычленение индивида из группы, воспевание сильных чувств мятежной
личности, достоинство свободного человека и др.), которые стали служить
надежной защитой для дальнейшего развития и процветания частнособственнических
отношений и которые в их совокупности обычно именуют гражданским обществом. Вне
античной Европы, в том числе и в цивилизациях Востока, подобного гражданского
общества не существовало, как никогда не было там и безраздельного господства
частной собственности. Альтернативой этому на Востоке были всесилие государства
и невычлененность индивида из коллектива, что вызвало к жизни совершенно иные
политические, правовые и социальные нормы. На страже этих норм и связанной с их
незыблемостью системы, на страже консервативной стабильности общества как раз и
стояли веками выработанные идеи и соответствовавшие им институты, опиравшиеся
на традицию и, в конечном счете, освящавшиеся религией.
Механизм в этом смысле был одинаковым и в Европе, и на
Востоке: религия освящала незыблемость сложившейся нормы. Но впечатляюще
разными были сами нормы. Поэтому-то так не похожи на антично-христианскую
европейскую цивилизацию с ее ведшим к капитализму динамичным
частнособственническим путем развития остальные мировые цивилизации, прежде
всего восточные, будь то арабо-исламская, индуистско-буддийская или
китайско-конфуцианская. При всем их несходстве между собой все они вместе
взятые разительно отличаются от европейской. И если в фундаменте различий лежат
разные социально-экономические хозяйственные структуры, то внешне как по форме,
так и по существу эта разница предстает в виде очень неодинаковых религиозно-культурных
традиций и социально-политических институтов. Традиции и институты во всех
неевропейских цивилизациях были целенаправлены на то, чтобы не допустить таких
новшеств, которые могли бы подорвать силу централизованной власти и свято
хранимую устойчивость веками складывавшихся социальных отношений. А за
институтами и традициями, за всей системой господствующих норм и духовных
ценностей стояла религия с ее высшими беспрекословным ultima ratio.
Конечно, охранительная социально-политическая функция была
свойственна практически всем религиям, в том числе и христианству. Но если в
частнособственнической и свободомыслящей Европе религия, при всей характерной
для нее силе инерции и даже воинственности («святая» инквизиция»), не могла
заметно помешать динамике поступательного развития, а с момента генезиса
капитализма в определенной степени – в форме протестантизма – даже
содействовала ей, то на Востоке было иначе. Здесь сама структура формировала
генеральную установку-ориентацию на консервативную стабильность. И хотя в
разных восточных цивилизациях такого рода установка реализовывалась различным
образом, суть ее везде была одинакова. Пожалуй, лучше других ее выразил
знаменитый министр-реформатор древнекитайского царства Цинь легист Шан Ян – тот
самый, кто заложил основы двухтысячелетней китайской империи: «Слабый народ —сильное
государство». Смысл этого афоризма в том, что нарочито ослабленный народ
(включая тех, кто претендовал на авторитет и влияние в обществе, т.е.
аристократов и усиливавшихся частных собственников) – лучшая гарантия силы и
стабильности существующего строя. А формы ослабления могли быть разными:
например, в Индии с этим делом успешно справлялась система общин и каст,
выступавшая в качестве альтернативы достаточно слабой государственной власти.
Итак, установка-ориентация всех трех великих цивилизаций
Востока принципиально отличалась от европейской с ее ставкой на удачливого и
сильного индивида, на общество как сумму независимых граждан (даже если при
этом существуют рабы и зависимые) тем, что не общество своевольных
граждан-индивидов должно навязывать свою волю существующей системе, а,
наоборот, система должна безусловно господствовать над людьми. Что же касается
религии, религиозной традиции и формируемых стереотипов культуры, поведения,
речи, взаимоотношений и т.п., то они в рамках каждой из цивилизаций были
призваны конкретизировать заданную установку и соответствующим образом
ориентировать общество, используя для этого веками складывавшиеся либо
навязанные извне общепризнанные в данном регионе Ценности, культы, обряды,
мифы, нормы быта и многое другое, вплоть до исторически сложившихся форм
восприятия, характера ментальной культуры. Именно этой конкретикой цивилизации
Востока отличались одна от другой, причем весьма заметно. Обратим внимание на характерные
черты и признаки каждой из них и попробуем их сопоставить.
Рекомендуем к прочтениюЭлектробезопасность
Под электротравматизмом следует понимать совокупность электротравм , возникающих и повторяющихся в определенный период времени в группах населения в аналогичных трудовых, коммуна ...
Первые теологические и дисциплинарные разработки и реакция на них народного
пророчества
Движение гностицизма, которое бурно развивалось в тот самый момент, когда еврейская
нация сходила со сцены, внезапно столкнулось с сильной оппозицией со стороны тех,
кто продол ...
Религии древней Индии
Казалось бы, трудно представить более «религиозную» религию,
чем ислам, буквально пронизывающую своими догматами, обрядами, нравами и
традициями культуру и образ жизни народов и ...
|