НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РУССКО-ПРАВОСЛАВНОЙ И АМЕРИКАНСКО-ПРОТЕСТАНТСКОЙ СИСТЕМ ЦЕННОСТЕЙ
Система ценностей определяет основные принципы взаимоотношений индивида и общества, общества и природы, отрицательные и положительные качества, идеалы к которым должен стремиться каждый. Ценности охватывают все сферы жизни и деятельности человека и общества. Это своеобразный набор приоритетов и критериев, по которым каждый индивид старается построить свою жизнь, согласовать ее с жизнью общества. Система ценностей - явление многоплановое. Она включает в себя смысложизненные ценности (представления о благе, счастье и добре): универсальные: а) витальные (жизнь, здоровье, др.); б) демократические (свобода совести, партий, др.); в) общественного признания (трудолюбие, квалификация, др.); г) межличностного общения (честность, терпимость, др.); д) личного развития (стремление к образованию, ценности национальной культуры и др.), а также партикулярные: а) традиционные (любовь и привязанность к семье, коллективу и др); б) религиозные (вера в Бога); в) урбанистические (предприимчивость, личный успех) и коллективистские ценности (взаимопомощь, солидарность, интернационализм и др.) (1, с. 609 - 610).
Система ценностей играет определяющую роль в жизни общества. Она выступает в качестве объединяющего, сплачивающего начала. Для каждой общности людей характерны свои особенности в ценностных подходах, осознаваемые как специфические для этой группы и отличающие ее от других. Ценностная ориентация является в известном смысле материалом, на котором кристаллизуется та или иная этническая культура. Сама система существует в двух измерениях - реальном и идеальном. Реальные - те, которые широко разделяются членами общества на практике и являются для него важными и значимыми; идеальные же, в свою очередь определяют перспективу развития, цель движения для индивида и народа в целом. Касаясь системы ценностей нельзя не упомянуть о существовании так называемых "вечных ценностей", которые являются значимыми во все времена, при любом типе общественных отношений. К ним мы относим любовь, дружбу, любовь к родителям, к Родине, доброту, справедливость, щедрость и др., хотя и они будут иметь свои особенности в различных социальных и этнических средах и в различные периоды развития общества, народа. То есть можно сказать, что к данной категории прежде всего относятся смысложизненные и витальные ценности.
Как же происходит формирование системы ценностей? В основном через воспитание и образование. Именно с семьей ребенок изначально ассоциирует понятия хорошего и плохого, нравственного и безнравственного, верного и неверного. Семья формирует систему ценностей ребенка, закладывает фундамент. Образование же способствует дальнейшему развитию и совершенствованию. Семья является наименьшим из социальных институтов и первой ступенью к становлению личности. Для гармоничного и непрерывного развития человеками необходимо совпадение ценностных установок семьи и общества. Велика роль семьи и в формировании ценностных подходов к таким явлениям как труд и предпринимательство.
Однако, в связи с особенностями социально-экономической политической истории русских, необходимо учитывать некоторые важные моменты. Прежде всего нужно сказать о прерывании традиции семейного воспитания после революции 1917 г., когда нарушилось эволюционное развитие общества, что привело сегодня к неспособности современной семьи привить органичную для русского народа систему ценностей, представление о предпринимательстве и связанных с ним проявлениях. Но вместе с тем это не означает, что семья должна полном устраниться от этого. Общие ценностные установки должны использоваться и в этом частном, но жизненно важном случае. Например, в американских семьях, с учетом особенностей американской системы ценностей, принято воспитывать особое отношение к труду, предпринимательству. Дети за различные поручения родителей получают денежное вознаграждение, что по мнению родителей, помогает им узнать цену труду и деньгам. Открытое обсуждение финансовых вопросов с детьми считается очень полезным. Родители даже часто дают советы детям, как потратить заработанное (14, с. 233).
|