Под идейным знаменем Реформации проходили Крестная война 1524 – 1525 гг. в Германии, Нидерландская и Английская революции. Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле Реформация — проведение религиозных преобразований в его духе).
Бахофен (Bachofen) Иоганн Якоб (1815 – 1887), швейцарский историк права. Положил начало изучению истории семьи и проблем матриархата.
Вебер (Weber) Макс (1864 – 1920) — немецкий социолог, разрабатывавший вопросы методологии социального познания, культорологии, экономики. Большое влияние на буржуазное общество оказали его исследования по социологии религии и исторической роли протестантизма. В концепции Вебера религия обрела характер автономного и решающего фактора исторического развития. Основные сочинения: "Аграрная история древнего мира", "Протестантская этика и дух капитализма", "Хозяйство и общество".
Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (1858 – 1817), французский социолог, основатель французской социологической школы. Выступил против индивидуально-психологического и биологического направлений, рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. В то же время отводил определяющую роль в обществе "коллективному сознанию”. Разделение труда считал основой общественной солидарности и трактовал социальные конфликты как патологическое явление. Основные сочинения: "О разделении общественного труда" (1893), "Самоубийство" (1897), "Элементарные формы религиозной жизни" (1912).
“Соборное уложение” 1649, свод законов Русского государства был принят Земским собором в 1648 – 1649 гг. Впервые выделены государственные преступления, окончательно оформлено крепостное право. Основной закон в России до первой половины 19 века.
Лютер (Luther) Мартин (1483 – 1546) — теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель немецкого протестантизма. В 1517, протестуя против продажи индульгенций в Германии, обнародовал в Виттенберге 95 тезисов, которые отвергали основные догматы католицизма. Основатель лютеранства. Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общением литературного языка.
Локк (Locke) Джон (1632 – 1704), английский философ, основатель либерализма. В "Опыте о человеческом разуме" (1690) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии.
Вольтер (Voltaire) (настоящее имя Мари Франсуаза Аруэ, Arouet) (1694 – 1778), французский писатель и философ-просветитель, деист, ин. почетный член Петербургской АН (1746). Лирика молодого Вольтера проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Зрелая проза разнообразна по темам и жанрам: философские повести "Макромегас" (1752), "Кандид, или Оптимизм" (1759), "Простодушный" (1767), трагедии в стиле классицизма "Брут" (1731), "Танкред" (изд. 1761), сатирические поэмы ("Орлеанская девственница", 1735, изд. 1755), публицистика, исторические сочинения. Деятельность Вольтера связана с борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы: "Философские письма" (1733), "Философский словарь" (1764 – 1769). Сыграл значительную роль в развитии мировой, в том числе русской, философской мысли, в идейной подготовке Французской революции конца 18 века. С именем Вольтера связано распространение в России так называемый вольтерьянства (дух свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов, ирония).
Другое по темеИслам: возникновение и распространение
Ислам – третья и последняя из развитых монотеистических
религий. Она также возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же
почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях,
что и христианс ...
|