ВВЕДЕНИЕ
Религиозное изобразительное искусство, в том числе и христианская живопись, конечно же, не исчерпывалось иконописью. На протяжении многих веков Библия служила источником сюжетов для всех жанров изобразительного искусства. Великие европейские мастера часто обращались к Евангелию и находили в нем темы и сюжеты, имеющие непреходящий общественный смысл.
Данная работа имеет практическую значимость и актуальность для студентов отделений религиоведения и культурологи, так как затрагивает и религиоведческие, и культурологические аспекты исследования. Особенно необходимо отметить роль в учебном процессе для студентов религиоведов, так как в рамках этой специальности не рассматриваются такие важные аспекты культурной жизни, как современная живопись.
Проблема изучения данной темы состоит в недостаточном объеме критических статей и в малой освещенности ее в отечественной литературе. Выбранная тема имеет перспективы для дальнейшего исследования; так как данная работа является курсовой и ее объем ограничен, уместно было бы дальнейшее изучение этой области, что позволит сделать более точные выводы.
Объектом исследования выступают произведения художников на религиозную тематику 20-21 веков.
Предметом исследования являются образы Бога и Дьявола в современной живописи.
Цель курсовой работы исследовать эволюцию образов Бога и Дьявола.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1) Изучить изображения Бога и Дьявола в произведениях художников 20-21 веков.
2) Рассмотреть каноническое изображение Бога и Дьявола.
3) Обозначить наиболее характерные образы Бога и Дьявола для живописи 20-21 веков.
4) Установить общие и отличительные черты канонических изображений Бога и Дьявола с изображениями обозначенных персонажей в 20-21 веках.
В данной работе использовались сравнительный, искусствоведческий, а также метод анализа литературы.
При написании данной работы были использованы альбомы по искусству, а также критические статьи на творчество приведенных ниже художников. В своем докладе «Европа, культура, христианство»[1] Николай Ковальский рассматривает взаимодействие между культурой и верой, церковью и миром, для него лишь католицизм выглядит стройной и упорядоченной системой, а следовательно только он и может сделать для культуры что-то полезное, может помочь разрешить некоторые проблемы.
В статье «Христианство и культура»[2] Н. Лобковиц говорит о том, что христианство оказало огромное влияние на формирование нашей культуры, но сегодня это влияние почти исчезло. Христианство, по мнению автора, составляет основу всего нашего культурного наследия, но в нынешнем культурном развитии оно уже не играет существенной роли.
В книге «Живопись и кино»[3] даны аннотации фильмов о художниках, о том, когда художники сами становились кинорежиссерами. Например, так говорится о фильме «Саура, Антонио» 1930г. «Впервые придя в музей Прадо в 12 лет, Саура запомнит только 2 картины «Собаку» Гойи, раздавленную мировым роком, и большое «Распятие» Веласкеса, где тело Христа выступает из ночной темноты. Он начинает писать картины как самоучка. С 1956 года Саура пишет свои первые
«распятия» под влиянием Веласкеса, не религиозные образы, но размышления об одиночестве в мире, полном опасностей». В целом в данной книге тема религии в искусстве мало освещена.
В написании данной работы использовались альбомы по искусству, например издания по современной живописи, такие как: «Кубизм», «Европейская живопись 12 – 20 веков», «Западное искусство 20 века», «Символисты и декаденты», «Шедевры искусства 20 века» и другие. Также были изучены альбомы о творчестве таких живописцев, как Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Паул Клее, Гоген, Марк Шагал, Брак и других.
Другое по темеОкончательное размежевание христианства и иудаизма во ІІ веке
Внутренняя организация христианских общин восточного бассейна Средиземного моря,
ставшая моделью для других церквей греко-римского мира, предстает перед нами во
всей своей непосредственности в тексте, который пользовался больш ...
|