Генеральный викарий должен иметь степень доктора или лиценциата канонического права, или богословия и быть сведущим в правоведении, но какой-либо степени духовного сана от него не требуется; достаточно, чтобы он вообще принадлежал к клиру, т. е. имел тонзуру. Между епископом уполномочивающим и генеральным В., принимающим полномочия, предполагается единство лица, так что оба они юридически рассматриваются как одна инстанция и обжалование действий генерального В. направляется не к епископу, а в следующую инстанцию - к архиепископу. В силу того же единства лиц, в присутствии епископа, т. е. когда епископ сам лично совершает какой-либо правительственный акт, генеральный В. юридически не существует. Права его прекращаются тотчас с прекращением прав самого епископа; кроме того, епископ во всякое время может взять назад данные ему полномочия. Иногда допускается специализация дел административных и судебных, так что генеральному В. поручаются одни только административные дела, для дел же судебных существует другой помощник, под именем оффициала. Юридическое положение того и другого одинаково.
В германских епархиях при генеральном В. состоит обыкновенно целое коллегиальное учреждение, а там, где состоялась специализация дел административных и судебных, с поручением тех и других различным должностным лицам - генеральному В. в оффициалу - существуют даже два коллегиальных учреждения: генеральный викариат и оффициалат или консистория. Sede vacante, т. е. при вакантности епископской кафедры, или sede impedita, т. е. когда кафедра юридически не считается вакантной, но фактически епископ поставлен в невозможность осуществлять свою епископскую должность (например, вследствие лишения свободы, взятая в плен, но не вследствие болезни, когда назначается коадъютор), управление епархией переходит к кафедральному капитулу, который в течение 8 дней должен поставить эконома для управления имуществом еписконии и капитулярного викария (vicarius capitularis) для осуществления епископской юрисдикции. В пределах Росс. империи при римскокатолических епархиальных епископах состоят епископы-суффраганы (викарные), которые назначаются императором при предварительном сношении с Римской курией; по поручены епархиального епископа они могут исправлять функции генерального В. В случае наступившей вакантности кафедры, кафедральный капитул избирает викария впредь до замещения кафедры.
Западно-католический принцип викарной юрисдикции выражается в России в том, что должности членов римско-католич. консистории прекращаются со смертью епископа или в случае сложения им епископского сана, а также с прекращением управления вакантной кафедры викарием. Наконец, в Римскокатолической церкви и приходские священники (парохи) могут иметь В. Они бывают постоянные (vicarii perpetui), когда в приходе находятся филиальные церкви, капеллы, или когда приход отличается своей многолюдностью, и временные (v. temporarii), назначаемые в случай наступившей неспособности пароха к прохождению должности, а также на время вакантности этой должности. Последнего рода В. известны и в, протестантской церкви. Ср. Deneubourg, "Etude canonique sur les vicaires paroissiaux" (Пар., 1871).
В древнерусской церкви при епископах состоял наместник, который был главным представителем его в области суда и администрации. Первоначально это было лицо духовное, но в конце XIV в., когда при епископах образовался особый служилый класс, в лице архиерейских бояр и детей боярских, наместником могло быть и светское лицо. Существованию архиерейских бояр положен был конец в начале XVIII века. Институт же викарных епископов лишь в новейшее время получил широкое развитие. В до-Петровской Руси при одном только митрополите московском и позже при патриархе московском существовал помощник с архиерейским саном, епископ сарский и подонский, при патриархах переименованный в митрополита крутицкого, который, после падения Сарайской орды, стал жить в Москве на Крутицах, не переставая, впрочем быть епископом своей прежней епархии.
На соборе 1667 г. предполагалось ко всем четырем митрополитам определить вспомогательных архиереев, которые бы жили в определенных им монастырях. Предположение это не осуществилось, как не осуществились впоследствии и стремления верховного тайного совета передать управление епархиями членов св. Синода в руки особо поставленных викариев. В 1698 г. Петр Великий разрешил киевскому епископу Варлааму Ясинскому, "для слабости его здоровья", избрать и посвятить себе епископа-коадъютора, с тем, чтобы привилегия эта распространялась и на его преемников. К концу XVIII стол. существовали викарные епископы в епархиях новгородской, московской и киевской. В нынешнем столетии случаи определения викариев, как архиереев, вспомогательных при епархиальных епископах, стали чаще, а в 1865 г. высочайше разрешено было учреждать викариатства во всех епархиях, где могут быть указаны местные источники содержания их без обременения государственной казны, именно достаточно состоятельные монастыри. Викарный архиерей посвящается во епископа одного из городов данной епархии; но это не значит, чтобы епископ, получающий свой титул от того или другого города, имел в своем церковном управлении этот город и принадлежащий к нему уезд. Викарий есть только помощник епархиального архиерея, прежде всего в осуществлении прав священнодействия; участие его в епархиальном управлении не определено какими-либо твердыми правилами.
Другое по темеКитайский буддизм
Буддизм проник в Китай из Индии преимущественно в своей
северной форме Махаяны во IIв. Процесс его укрепления и развития в Китае
был сложен и длителен. Потребовались многие века и огромные усилия поколений
проповедников и перев ...
|