На этом изумительном поле достойно расцветают и цветы великой русской культуры, духовной основой которой было русское Православие, взращённое не только по преимуществу византийским христианством, но и славянским язычеством, ибо мы, по мнению Г.П.Федотова, “лучше всех культурных народов сохранили природные, дохристианские основы народной души”. (6) (с.181)
Пропущенное через языческую душу русского народа в течение столетий, усвоенное его умом, прошедшее огранку национальным характером, сердечным чувствованием и неподдельной любовью, христианство оформилось на Руси в Русское Православие.
Оно и стало основой и душой русской культуры. Вместе с новой верой ковалась и новая, православная культура с её национальной самобытностью. Духовный акт творения православной веры был одновременно духовным актом творения православной культуры.
“Духовный акт, которым народ творит свою культуру, есть акт национальный, он возникает в национальной истории, он имеет особое национальное строение, он налагает свою печать на всё содержание национальной культуры. “ (5 ) (с.328)
Какую же печать наложили на русскую культуру Православие и национальный характер народа? Что сделало её самобытной, неповторимой и непонятной для многих иноземных ценителей, и прежде всего европейцев? Это её непрактичность.
Русскую культуру всегда мало интересовали внешние основы жизни, её повседневная суетность, её бытовая обустроенность. Её идеалы имели не земной характер. Они были устремлены в мир горний, в выси небесные, туда, где правда и справедливрсть, где, выражаясь словами Э.Хэмингуэя, “чисто и светло”. Эта устремлённость русской культуры к смешению мира горнего, Царства Небесного особенно ярко проявила себя в философии русской иконы, которая до сих пор поражает мир. В своей замечательной красоте “Умозрение в красках” Е.Трубецкой писал, что “древнерусские иконописцы с поразительной ясностью и силой воплотили в образах и красках то, что наполняло их душу - видение иной жизненной правды и иного смысла мира”. ( 5 ) (с.197)
Никому из живописцев мира не удалось с такой силой и убедительностью показать “одними глазами совершенно неподвижного облака” - символическое выражение необычайной силы власти духа над телом. Только русская икона смогла с такой глубиной и убедительностью показать “радость окончательной победы Богочеловека над зверочеловеком”. ( 6 ) (с.202)
Очевидно, именно здесь надо искать нам сегодня ответ на вопрос: “Почему русский народ позволил обобрать себя до нитки так называемым “прихватизаторам”?Очевидно, потому, что он, как и его предки столетия назад считает, что последняя правда не на земле, а в небесных высях, что деньги не лечат душу, что всё здесь не вечно, преходяще, зыбко. Так посчитал - и терпит, и ждёт, когда восторжествует не правда олигархов, а Божья правда. Судить его за эту “непрактичность” - значит, не понимать сути русской души, сути русской культуры.
Культура - явление глубинное, душевное, внутреннее. Эта глубинв - её духовная основа. Её трудно достать. трудно выкорчевать, трудно убить. Именно поэтому, несмотря на почти столетнее давление безбожной идеологии, несмотря на бешенное давление идеологии мондиалистской, в последние 15 лет русская культура выстояла, спасла, сохранила свой духовный стержень, хотя и ослабленный, хотя и искривлённый, но всё же живой.
Другое по темеРелигии древней Индии
Казалось бы, трудно представить более «религиозную» религию,
чем ислам, буквально пронизывающую своими догматами, обрядами, нравами и
традициями культуру и образ жизни народов и стран, где эта развитая
монотеистическая система ...
|