Религия и власть в современной России
А.Н. Швечиков к.ф.н., доцент, директор Межвузовского центра гуманитарного образования по религиоведению
Знаменитый английский историк XX века Арнольд Тойнби не без основания назвал религию куколкой цивилизации. И в самом деле, великие цивилизации возникали и успешно развивались там и тогда, где и когда религия становилась мощным духовным и моральным катализатором объединения разрозненных племен и народов в целях создания единого экономического, политического и географического пространства единого языка и культуры. А главное – создания единых богов, ибо религиозное единство было гарантией единства государственного. Кризис цивилизации начинался, как правило, с кризиса религиозного, с расстройства или обострения взаимоотношений церковной и государственной власти. Чтобы не допустить этих конфликтов, древние шли на объединение религиозной и светской власти в одних руках – князя, царя, фараона, императора и т.д., который, как правило, обожествлялся.
С рождением демократических государственных систем управления произошло жесткое разделение религии и ее власти с властью светской (государственной). Церковь была отделена от государства, а государство (т.е. светская власть) официально сняло с себя ответственность за религиозное состояние общества. Религия была провозглашена не общественным, а частным делом каждого гражданина, свободой его выбора исповедовать какую-то религиозную веру или не исповедовать никакой.
Однако мирская власть, трезво оценивая роль и значение религии в жизни человечества, формально отделив церковь от государства, понимала, что невозможно отделить религию от общества, не нарушая права граждан на свободу совести, не подрывая духовных и моральных основ общества. Поэтому она не пошла на полное отделение, т.е. фактическое изгнание религии из всех сфер общественной жизни.
В этом легко убедиться на соответствующих статьях Конституции европейских стран, которые посвящены вопросам взаимоотношений религии и общества, церкви и государства. В ряде этих стран конституцией провозглашен даже государственный статус традиционных религий, в других особо подчеркивается роль и место в религиозной жизни общества традиционных религий данного народа.
Единственной из современных демократических стран, где никак не обозначена особая роль какой-то из религий, являются США. Современное руководство США считает это великим достижением демократии. Оно считает предметом особой гордости превосходство американской демократии над демократиями других стран в области религиозных отношений. Поэтому США присвоили себе право контроля за соблюдением религиозных свобод во всех странах мира и наказания нарушителей этих свобод.
Именно американский вариант закона о свободе совести был принять демократической властью России в октябре 1990 г. Этот закон провозглашал равенство всех религиозных организаций, которые действуют или будут действовать на духовном поле России. Это уравнение в правах и возможностях традиционных российских религий (и прежде всего Православия) и деструктивных тоталитарных сект привело к самой настоящей религиозной (а правильнее будет сказать – псевдорелигиозной) экспансии духовного поля России, беспрецедентной за всю ее историю.
В короткое время при прямом попустительстве власти и даже прямой ее поддержке на уровне президента страны и высших чиновников (президент М.С.Горбачев оказал покровительство секте Муна, а секретарь Совета безопасности О.Лобов организовал площадку для тренировки боевиков Аум Синрике), тоталитарные секты обманом и пустыми обещаниями втянули в свои ряды миллионы российских граждан и стали реальной угрозой социальной стабильности российского общества.
Другое по темеКонфуций и конфуцианство
Все отмеченные особенности системы верований и культов в
древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основ традиционной китайской
цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий рационализм и
конкретная го ...
|