Духовные основы российской армии
Кугай А.И., д.ф.н., ст. преподаватель Военно-медицинской академии
Каково место армии в России, вступившей в ХХI век? Острота этой проблемы возрастает в условиях так называемого «нового гуманизма», задрапированного в одежды глобализации. Очевидно, что целью философии глобализма является уничтожение национальных государств, установление миропорядка, основанного на власти денег с целью перераспределения «глобальных» мировых ресурсов в пользу избранного «золотого миллиарда». Главным же препятствием в достижении этой цели являются базовые ценности национального государства – традиционная культура (применительно к России – Православие), и естественно – армия. На их подрыв и направлены основные усилия «мирового финансового правительства». Деструктивные последствия политики глобализации в военной сфере налицо: тотальное сокращение армии, ликвидация старейших высших военно-учебных заведений, дискредитация патриотической идеи, снижение материального статуса офицера до минимального уровня, остановка процесса обновления парка вооружения и боевой техники. Все это происходит на фоне размещения американских войск у наших западных, восточных и южных границ, кровавого непрекращающегося конфликта в Чечне, территориальных претензий: Финляндии на Карелию, Турции на Крым и Кавказ, Румынии на Молдову, Германии на Калининград, Японии на Курилы, Китая на Дальний Восток.
Всем великим полководцам было известно, что победу обеспечивает высокий дух, поскольку именно дух лежит в основе выбора и осуществления тех или иных программ действия войск. Армия может быть прекрасно технически и материально оснащена, но действовать против власти. Не случайно Сталин многократно ходил во МХАТ на спектакль по пьесе Булгакова «Дни Турбиных» («Белая Гвардия»). Очевидно, для того, чтобы не то, чтобы понять умом, но почувствовать сердцем: на чём стоит и в каком месте, когда и как «ломается» воля русского офицера к борьбе за победу. И уже во время войны, на пике отступления Сталиным была произведена «реформа Красной Армии» по схеме «Отечественной» войны, с опорой на символы веры и национальную традицию: «братья и сестры», «гвардия», ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова. В результате – произошла мобилизация воли, подъём духа войск, последовал массовый героизм, а, с ними пришла и Победа.
После Великой Победы православно-христианские ценности стали выдавливаться властью с позиции воинствующего коммунистического атеизма. В результате власть стала жертвой своей же антитрадиционалистской политики. Теперь же вчерашние демократы (позавчерашние коммунисты) пошли в патриоты. Народ разуверился в демократии, и для того, чтобы удержаться у власти, нужны новые лозунги. Своими поползновениями стать державниками – патриотами демократы сделали важное признание. Они выразили согласие с тем, что в России власть не может стоять без нравственного оправдания. Оказалось, вопреки всему народ сохранил православие не внешне, а внутренне, в отклике души на православные ценности.
Соответственно, для сохранения российского государства, национальная специфика которого отрицается глобализмом, власть должна опираться на систему ценностей, сформированных тысячелетней православной традицией. Отсюда вся система воспитательной работы в армии и на флоте должна быть направлена на восстановление во внутреннем мире военного человека православно-христианских ценностей. Ведь можно воспитать в воине упорство, храбрость, фанатизм, даже чувство долга, но братолюбие, воздержание, смирение, мужество - суть дары Духа, и содержатся, прежде всего, в Церкви. Защищать, не жалея жизни, можно только тех, кого любишь. Поэтому, в Вооруженных силах следует иметь институт военных воспитателей, подготовленный не только в светско-культурном плане, но и в церковном отношении. Современный военный воспитатель должен служить мостом между церковной и светской культурами, транслировать армейской молодежи православно-христианские ценности в современной форме, используя лучшие достижения мировой культуры, обеспечивать превосходство православного начала во всех сферах воинской жизни.
Другое по темеРелигиозные системы древних обществ ближнего востока
В тех странах и регионах мира, у тех народов, которые в
своем поступательном развитии пересекли грань первобытной общины, свойственные
раннерелигиозному комплексу верования, представления, обряды и культы с
течением времени зам ...
|