Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Мир русских монастырей
Страница 2

Есть ещё такое удивительное место на русской земле – Троице-Сергиев монастырь. Расположенный на вершине холма, огороженный мощными белыми стенами с приземистыми сторожевыми башнями, он величественен и незабываемо прекрасен.

Основанный в сороковые годы XIV столетия преподобным Сергием Радонежским, монастырь сначала был деревянным. Но та первая обитель, возникшая вокруг одинокой кельи Сергия, ушедшего пустынножительствовать, была дотла сожжена в 1408 году, уже после смерти преподобного во время нашествия татарских полчищ. Три деревянные церкви во имя святой Троицы, сменяя друг друга, стояли на этом холме, пока в 1422 году не началось сооружение белокаменного Троицкого собора.

Многие события русской истории в той или иной степени связаны с Троице-Сергиевой лаврой. Здесь находится небольшая Духовская церковь XV века, в которой Иван Грозный оплакивал ужасную кончину своего сына Ивана, убитого им в порыве безудержного гнева…. Здесь находится вместительный пятиглавый Успенский собор, мысль о создании которого также приписывается Ивану Грозному. У стен этого храма находится каменная палатка – усыпальница Годуновых: самого царя Бориса, его жены, сына и дочери.

В течение долгих 16 месяцев 1608-1610 годов под стенами обители стояли польские войска гетмана Сапеги и Лисовского, но монастырь не сдался, а продолжал оказывать немалую материальную и моральную поддержку ополчению во главе с князем Дмитрием Пожарским и нижегородцем Кузьмой Минином.

С начала XVII века Троице-Сергиева лавра стала символом несгибаемости народного духа, символом самоотверженной борьбы с иноземцами.

Отец Павел Флоренский, выдающийся философ и богослов XX века, сказал о Троицкой обители слова, которые находят отклик в души каждого русского человека: "Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в лавру, должно внимательным образом всматриваться в основателя её, призванного святым при жизни, "чуднаго старца, святого Сергия".

С первых лет своего существования, с тех самых пор, как преподобный старец поддержал московского князя Дмитрия Донского в борьбе против татар накануне Куликовской битвы, обитель Живоначальной Троицы была самым тесным образом связана с жизнью всей страны, с надеждами и чаяниями Руси.

К тому времени, к 1380 году, когда великий князь Дмитрий собрал воедино воинство почти всех русских княжеств и двинул их на грозившие новым разорением полки Мамая, Русь уже без малого полтора столетия стонала под гнётом татарского ига.

На этот раз шла беда грозная, неминуемая: Мамай поклялся обратить в пепел земли великого князя Московского, который отказался повиноваться Орде, платить дань. Более того, три года назад русское войско под предводительством двадцатисемилетнего Дмитрия Иоанновича впервые разбило татар на реке Воже.

Беспокойно было на душе князя Дмитрия, когда он со своими князьями и боярами приехал в Троицкий монастырь к преподобному Сергию за благословением. Князь знал о божественном даре пророчества, которым был награждён Сергий, и хотел спросить Троицкого игумена, велит ли он идти русскому войску против безбожных татар, и что ожидает впереди это великое начинание.

Начался молебен, но даже во время молитвы не было покоя в монастыре: постоянно прибывали гонцы с сообщениями о продвижении неприятия. Мамай быстро шёл вперед, разоряя всё вокруг, сжигая сёла и города, убивая людей. Он был уже на русской земле.

Молебен кончился, преподобный осенил великого князя крестом, окропил святой водой и благословил на великую битву: "…Иди против безбожных, и так как Бог помогать тебе будет, победишь, и в здравии в своё отечество с великими похвалами возвратишься".

Потом Сергий прибавил: "Ещё не пришло время тебе самому носить венец этой победы с вечным сном, но многим, без числа многим войнам твоим плетутся венцы мученические с вечной памятью .".

Когда Дмитрий Иоаннович покидал обитель, святой Сергий шепнул ему одному на ухо: "… Победиши враги твоя …".

Вероятно, предвидел тихий игумен, что победа, которая достанется ценой великих жертв, не будет окончательной. Сколько ещё жутких, кровавых набегов придется претерпеть Руси, пока татары окончательно оставят в покое наши земли. Ещё 100 лет Русь будет ждать этого часа.

По преданию, усердие в вере и чистота жизни преподобного были вознаграждены тем, что сама Богородица удостоила его Своим посещением. Однажды ночью, когда Сергий стоял на молитве и пел акафист Пресвятой Деве Марии, он внезапно прервал моление и сказал своему ученику Михею: "Чудо! Бди и бодрствуй, ибо посещение чудесное будет нам сейчас!". И когда он это произнес, тотчас раздался голос: "Пречистая грядёт!".

Страницы: 1 2 3

Другое по теме

Религиозный синкретизм в Китае. Традиции и современность
Конфуцианство, даосизм и буддизм, сосуществуя на протяжении долгих веков, постепенно сближались между собой, причем каждая из доктрин находила свое место в складывавшейся всекитайской системе религиозного синкретизма. Конфуциан ...