А в центре повествования, конечно же, стоит образ святого Георгия. Святой Георгий — это воин-христианин, защитник правой веры и борец со злом. Не случайно, что действия Георгия имеют начало в прямом повелении Божием. Вознеся молитву Господу, Георгий услышал "глас с небес", побуждающий святого победить змия Словом Божиим. Поэтому очень важен тот факт, что великий воин победил змея не мечом, но, прежде всего, Крестом и Словом. Начертав на земле "знамение Христово", он сказал: "Во имя Иисуса Христа, Сына Божия, покорись зверь". И змей безвольно рухнул к ногам святого. Следовательно, победа была достигнута верой и Божией помощью, сотворившей чудо.
И подвиг святого Георгия нельзя сводить лишь к тому, что он освободил жителей Гевала от чудища. Истинный смысл подвига заключается том, что он, с Божией помощью, спас людские души, обратив их в христианство: "Тобою веруем в единого Бога Вседержителя и во единородного Сына Его, Господа нашего, Иисуса Христа и во Святой Животворящий Дух", — воскликнули жители Гевала, после чего Георгий отрубил мечом голову чудовища.
Поэтому змей, поверженный сначала Словом Божием, а затем мечом человеческим, — это символ освобождения человеческих душ от греха идолопоклонства, от всего того злого, чему они ранее поклонялись. Георгий, не убоявшийся зла, вступил с ним в борьбу. Победу же ему принесло единство Слова и оружия, единство веры и воинской доблести. И Господь, услышав молитву Георгия, спас людей, даровав им надежду на жизнь вечную.
И не случайно святой Георгий, увидев истинность веры жителей Гевала, сотворил новое чудо, — повесил над святым алтарем церкви свой щит, который висит в воздухе лишь "силою же и действием Святаго Духа". Этот щит тоже является символом того, что все честные христиане во все времена могут надеяться на заступничество святого Георгия.
Интересно, что уже в Древней Руси в народном сознании возникло и еще одно прочтение заступничества Святого Георгия — Георгия стали почитать как покровителя земледелия и скотоводства. Дело в том, что уже само имя Георгий в переводе с греческого языка означает "возделывающий землю". С днем его поминовения — 23 апреля (весенний Георгий) — на Руси издревле связывали начало полевых работ. Таким образом, победа Святого Георгия над змеем, связывалась с победой живых весенних сил природы над мертвыми силами суровой зимы. По мнению современных исследователей, Святой Георгий “стянул” к 23 апрелю массу старых, подчас языческих обычаев, которые сопровождали у землепашцев празднование окончательной победы весны. Так родились многочисленные обряды и заклинания, в которых Георгий занимает центральное место, ибо в этот день ему служили молебны и верили, что он "от глаза, от зверя, от лихова человека скот спасает".
В целом же, Святой Георгий стал более чем почитаем в Русской Православной Церкви, в отечественной религиозно-философской мысли и в народном сознании, нарекшим его Георгием (Егорием) Победоносцем. К Георгию обращались с просьбой о здравии душевном и телесном, о плодородии земли, о помощи и заступничестве в борьбе с врагами родной земли, об ограждении от козней дьявола. Его видели предстоящим перед престолом Господа, как "помощника и теплого заступника" людей, ибо он "Христов угодник и бесом потребитель".
Георгию Победоносцу были посвящены большое число храмов и монастырей, написано множество икон, причем особенной популярностью в иконописи пользовался сюжет "Чудо Георгия о змие".
Другое по темеВосток: общество и религия
В современном мире Восток играет все более заметную роль.
Хотя эта роль ощущается прежде всего в сфере экономики (контроль над
стратегическими ресурсами, прежде всего нефтью) и политики (усиливающееся
влияние развивающихся стра ...
|