Синергийность иконообраза
Лепахин В. В.
В попытках решения проблемы Богообщения и Боговедения встречается несколько различных подходов и решений. 1) Богообщение невозможно, — в этом случае неизбежен деизм в онтологии и агностицизм в гносеологии. 2) Богообщение возможно. При таком утверждении необходимо раскрыть характер общения: а) если это общение с Сущностью Божией, то Бог становится познаваемым, тем самым отрицается сама идея Бога; б) если это общение не с Сущностью, то Богообщение всего лишь психологический, душевный процесс, сродный фантазии, мечте и лишенный всякого реализма, онтологичности. 3) Богообщение с Сущностью Божией и возможно, и невозможно. Для понимания его сути и характера необходимо выработать такое понятие, которое позволяет сохранить двуединство богочеловеческого бытия и антиномичность Богопознания. Таким понятием в Православии является "Божественная энергия", подробное учение о которой развито в богословии свт. Григория Паламы — действие, воздействие, активность, энергия, сила в действии.
Православная точка зрения на соотношение Сущности и энергии в Боге ярко выражена в нижеследующих тезисах.
— Энергия происходит от Божией Сущности.
— Энергия Божия, как и все, что применительно к Богу, считается относящимся к Сущности и вечным, — несотворена.
— Сущность и энергия различаются как реально сущее и присущее, как бытие и его свойство; ибо существует Божественная Сущность, присуща же — Божественная энергия.
— Божественная Сущность является трансцендентной, Божественная энергия же — имманентна.(1)
— Божественная Сущность неделима, энергия же делится, но не сама по себе, а в соответствии с силой нижележащих.
— Сущность и энергия различаются как непознаваемое и познаваемое.
— То, чем обладают святые, является несотворенным, но это не Сущность Духа, а неотделимая от Него энергия.
— В божественном писании у богословов иногда говорится, что человек причастен Божественной энергии, иногда же — что самого Бога; следовательно, Бог является доступным (для человека) благодаря своей природной и сущностной энергии.
Антиномия Сущности и энергии в Боге лежит в основе православной онтологии и гносеологии. Энергия происходит и исходит от Сущности, она не сотворена, это сущностная энергия. Вместе с тем она, оставаясь сущностной, антиномично становится имманентной, снисходит в мир, приходит к человеку. Сущность остается непознаваемой, но через сущностную энергию человек становится, "причастным" Сущности. При этом воздействие Божественной энергии на человека понимается Православием в плане синергии, т.е. совместного богочеловеческого действия, со-действия. "Если наш ум, — говорит свт. Григорий Палама, — выходит за свои пределы и таким путем соединяется с Богом, но только поднявшись над самим собой, то и Бог тоже исступает вовне Самого Себя, соединяясь с нашим умом, но только опустившись в нисхождении, "как бы завороженный влечением и любовью и от избытка доброты нераздельно исступивший из Самого Себя и своей неприступной высоты", Он соединяется с нами в превышающем разум единении" (Палама 1995:110).(2)
Одним из наиболее благодатных проводников Божественной энергии является иконообраз. Икона — синергийна, она не только свидетельствует о мире ином, не просто показывает святость и призывает к вере, но благодатью, почивающей на ней, божественной энергией, исходящей от нее воздействует на человека, вовлекает его в иконичное Богообщение, преображающее человека изнутри. При этом иконообраз лишь тогда начинает действовать во всей своей синергийной полноте, таинственной, но реальной силе, когда человек делает шаг к ней, когда открывает себя для восприятия благодати. Воздействие же Божественной энергии иконообраза в свою очередь развивает саму способность воспринимать иконообразы во всей их глубине, открывает "очи духовные", которыми человек начинает "видеть невидимое" и так восходит через созерцание иконообразов к первообразам, к Первообразу, к Богу невидимому. Синергийность иконы будит в человеке подспудные глубинные пласты собственного духовного опыта (как бы забытого в результате грехопадения), опыта, сродного запечатленному и явленному иконообразом, и тем самым выводит человека из царства эмпирии, погружает его в двуединое Богочеловеческое бытие. Являясь как бы сгустком Божественных энергий, иконообраз "увлекает" человека на путь спасения, и поддерживает его на этом пути. Здесь, наряду с синергийностью и как ее следствие, выявляется еще одна характеристика иконообраза — сотериологическая.
Другое по темеАрианство, два первых вселенских собора и конец язычества
Теологические битвы сотрясали христианский мир не менее двух столетий со времен
Константина и до Юстиниана, вовлекая широкие массы верующих в злобные и нередко
кровавые распри по абсурдным и фиктивным проблемам — единичности и ...
|