В течение многих столетий иконописцы, даже самые знаменитые (в том числе прп. Андрей Рублев и Дионисий) не подписывали своих икон, ибо свято верили, что их талант принадлежит Богу, что они лишь "подмастерья" Святого Духа. Они заботились прежде всего о своем внутреннем духовном устроении, стремились снять все возможные препятствия для действия Святого Духа в своей душе, чтобы стать идеальными "проводниками" воли Божией.(4) Своей праведной жизнью они призывали в помощь себе Святого Духа, и Дух Божий не посрамлял их надежды, о чем и ныне свидетельствуют их иконы и фрески. Содействие Святого Духа иконописцу особенно благочестиво описано в житии первого святого иконописца Древней Руси прп. Алипия Печерского.
Святой Дух также связывает воедино икону-изображение и явленного ей святого. Святой невидимо, но реально присутствует на своей иконе в Духе Святом, в Духе он слышит молитвы человека, и через Духа Святого проистекают чудотворения от святых икон. В Духе Святом протекает молитва, с которой человек обращается к Богу перед святой Его иконой, в Духе слышит молящийся и благодатный "ответ" иконы, т.е. Самого Господа, Богородицы или святого. Итак, Святой Дух
— в Своем превечном исхождении от Отца таинственно является совечным Отцу и Сыну — Образу Бога невидимого;
— участвует в сотворении человека по образу и подобию Божию;
— по воле Отца и Его силою благовествует и совершает воплощение и вочеловечивание, воиконовление Сына Божия, принятие Им на себя плотского образа;
— в Крещении подтверждает полноту Божественного Первообраза как Сына Божия, нисходя на Него в виде голубя, и вместе с тем — полноту принятого на себя Первообразом плотского образа;
— в Преображении сквозь видимый телесный образ показывает во всей силе нестерпимое сияние Божественного Первообраза;
— соединяет в реальное богочеловеческое двуединство Первообраз (Господа Иисуса Христа) и образ (человека), — до Пятидесятницы сокровенно, а в Сошествии Духа на апостолов явленно и явственно;
— связывает в духовное двуединство небесные первообразы и земные иконообразы;
— возводит через иконообраз к познанию Первообраза;
— возносит к Первообразу почитание, воздаваемое образу (иконе);
— восстанавливает, возрождает подвижника, всякого благочестивого человека как живую духоносную икону Первообраза;
— помогает иконописцу изобразить в линиях и красках то, что неизобразимо, выразить то, что невыразимо, описать то, что неописуемо, т.е. явить икону верующему духовному оку как двуединое, ипостасное, богочеловеческое таинство;
— реально пребывает со святым на его иконе;
— незримо, но неотлучно присутствует в соборном молитвенном Богообщении перед иконами и в чудотворениях, проистекающих от икон.
Может быть, нигде христология и пневматология не соединены так тесно, как в богословии образа, богословии иконы. Сноски:
1. Нам известны две небольшие работы на эту тему.
2. Иногда эти слова цитируются в другом переводе: "Честь, воздаваемая изображению, восходит к Первообразу (переходит на первообразное)".
3. В святоотеческой литературе святые именуются не только христоносцами, как носители Образа Христова, но и духоносцами, ибо они исполнились Духа Святого.
4. В основе этого благочестивого обычая лежали и другие причины. Во-первых, VII Вселенским собором составление композиции иконы отдавалось Св. Отцам, иконописцам же была отведена роль художественных исполнителей. Во-вторых, икона мыслилась как соборное творчество многих поколений иконописцев, а не какого-либо одного, пусть и гениального, мастера. В-третьих, иконописец считал недопустимым вносить в святое и священное пространство иконы, на котором значилось имя Божие, и свое профанное имя. Итак, отсутствие подписи автора на иконе — это свидетельство особого почитания имени Божия.
Другое по темеРелигиозный синкретизм в Китае. Традиции и современность
Конфуцианство, даосизм и буддизм, сосуществуя на протяжении
долгих веков, постепенно сближались между собой, причем каждая из доктрин
находила свое место в складывавшейся всекитайской системе религиозного
синкретизма. Конфуциан ...
|