Предметами культа в религиях разных типов, различных религиозных направлениях и конфессиях становились материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и т. д. с полагаемыми религиозным сознанием атрибутизированными свойствами и связями. Многообразные процессы и явления могут представать в качестве предметов культа и в виде гипостазированных духовных существ — духов, богов, единого всемогущего Бога. Разновидностями культа являются: ритуальные пляски вокруг изображения животных, предметов охоты; заклинания духов, камлания и т. п. (в религиях на ранних стадиях развития); богослужения, обряды, праздники, молитвы, паломниче-ства и т. п. (в развитых религиях).
Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий индивид. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: религиозная вера, чувства, потребности, стремления, чаяния. Вместе с тем может действовать побуждение удовлетворить в культовой деятельности и нерелигиозные потребности — художественные, общения и др. Религиозная группа как субъект неоднородна: имеется несколько лиц, осуществляющих управление, — священник, пастор, проповедник, мулла, раввин, жрец, шаман — и значительное количество остальных, которые действуют как соучастники и исполнители. Индивидуальная культовая деятельность доступна верующим с высокой степенью религиозной убежденности, хорошим знанием ритуальных текстов, видов и способов культовых действий.
К средствам культовой деятельности причисляют культовые здания (храм, молитвенный дом, мечеть, синагоги), религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные культовые предметы (церковная утварь, священнические облачения) и т. д. Важнейшим средством является культовое здание. Попадая в него, человек входит в специфическую зону социального пространства, оказывается в ситуации, отличной от иных жизненных ситуаций. Внимание сосредоточивается на предметах, действиях, образах, символах, знаках, произведениях искусства, имеющих религиозные значения и смыслы. Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований и зависят от средств культа. Складываются определенные нормы, предписания о том, что и как нужно делать; они касаются как элементарных культовых актов (крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы); так и более сложных (жертвоприношение, обряд, проповедь, мо-литва, богослужение, праздник). Средства и способы культовой деятельности имеют символическое значение.
Результатом культовой деятельности является прежде всего удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания, в котором воспроизводятся религиозные образы, символы, повествования возбуждаются соответствующие эмоции, культ может стать фактором динамики психологических состояний верующих: совершается переход от состояния подавленности, (беспокойства, неудовлетворенности, душевной дисгармонии, скорби, тоски) к состоянию облегчения (успокоенности, удовлетворенности, внутренней цельности, радости, прилива сил). В процессе культовой деятельности происходит общение верующих друг с другом, сплочение религиозной группы, удовлетворяются и эстетические потребности. Архитектура и убранство храма, музыка, чтение молитв и псалмов - все это может доставлять художественное наслаждение. Отношения
В соответствии с различными видами деятельности складываются отношения - внерелигиозные и религиозные. В ходе выполнения экономической, политической, государственной, просветительской и иной деятельности религиозные Индивиды, группы, институты вступают в соответствующие этим видам активности, связи. В них возможен субъективно полагаемый религиозный смысл, однако по объективному содержанию они внерелигиозны.
|