Проблемы религии в “философии жизни” Элбакян Е.С., д-р филос. наук
В первой половине XX в. “философия жизни” являлась крупным философским течением на Западе. Представленная Ф. Ницше, В. Дильтеем, Г. Зиммелем, О. Шпенглером в Германии и А. Бергсоном во Франции, она оказала значительное влияние на умонастроения и мировоззрение европейской интеллигенции. Строгому логицизму немецкой классической философии было противопоставлено иррационально-психологическое исследование личности: страстей, переживаний, потока сознания, инстинктов и интуиции. “Философы жизни” бросили вызов рационализму тех философских течений, которые в поисках истины обращались за аргументами к естествознанию или реже — к другим наукам.
Выдвинув в качестве основного философского понятия “жизнь” как некую интуитивно постигаемую целостность, противостоящую как духу, так и материи, само это понятие “философы жизни” трактуют по-разному: оно означает и биологическое существование человека (Ницше), и субъективное переживание (Дильтей, Зиммель), и интуитивно постигаемый поток сознания, космический “жизненный порыв” (Бергсон), и переживание сообщества людей, объединенных одной уникальной культурой (Шпенглер). Фридрих Ницше: умер ли Бог?
Проблемы религии Ф. Ницше затрагивал во многих работах. Наиболее важными для понимания его отношения к религии являются “Веселая наука”, “Так говорил Заратустра”, “По ту сторону добра и зла”, “Антихристианин”. В центре рассмотрения социальных явлений, в том числе и религии, оказывается существенная для Ницше, как, впрочем, и для других представителей “философии жизни”, категория — жизнь. Положив в основу ее понимания инстинктивное, волевое, характеризующееся экспансивностью начало, Ницше критиковал разум как нечто противостоящее жизни, неправомерно связывая его с возникновением христианства. По мнению Ницше, христианская религия пришла на смену древнегреческому мифу. Различие религии и мифа кроется в том, что миф иррационален, недоступен разумной доказательности: он постигается с помощью инстинктов. Религия же возникла вместе с рационализмом, олицетворением которого для философа являлся Сократ, внесший в культуру вместе с разумом морализирование. Христианская религия, согласно Ницше, укрепила эти ценности — мораль, рациональность, науку, — извратив здоровые человеческие инстинкты, выражающиеся в воле к власти. Христианство возникло путем утверждения морали низшие слоев общества, которые, опираясь на рациональные формы сознания, подавляли иррациональные элементы психики и тем самым уничтожили культуру Греции, базирующуюся на художественных инстинктах.
Религия возникает вследствие вырождения человечества как биологического рода, деградации его внутренней психической жизни. Психологической основой этого факта является противопоставление инстинктивного и рационального, которое выступает в форме антиномии жизни и морали. Такой конфликт (по существу, между нравственным идеалом и действительностью), вполне возможный в рамках индивидуального сознания, Ницше экстраполировал на всю человеческую культуру. Христианская религия, понимаемая им в неразрывной связи с христианской моралью и разумом, рациональностью, ставилась в зависимость от художественных форм познания, которые, по мнению Ницше, являлись первичными, ибо основывались на инстинктивном постижении жизни. Решение антиномии состоит в следующем: если принимается мораль низших слоев общества, то тем самым осуждаются все продуктивные, творческие формы жизни, создающие истинную культуру. Если же эта мораль не принимается, то личность становится на позиции нигилизма:, которые Ницше определяет следующим образом “Что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос „зачем?"”. Отдавая предпочтение нигилистическому мировосприятию, философ отвергал общепризнанные основы — веру, мораль, научность, ставил под сомнение существующее религиозное мировоззрение. Его доведенный до крайности, “радикальный” нигилизм означал уничтожение, переоценку религиозных ценностей. Ницше полагал, что это необходимо, поскольку современная христианская религия является симптомом декаданса, т. е. упадка, деградации жизни общества.
Другое по темеКонфуций и конфуцианство
Все отмеченные особенности системы верований и культов в
древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основ традиционной китайской
цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий рационализм и
конкретная го ...
|