Тогда становится возможным сохранять эту ясность и в состоянии бодрствования. В момент смерти и позже эта ясность будет влиять на видения Бардо и в силу этого осознания можно будет освободиться мгновенно. Все, кто проделал это, не будут подвержены страданиям перехода в Бардо.
Такова цель медитативной практики Ваджраяны в ее двух фазах: развития — кьерим и завершения — дзогрим. Прежде всего, в уме сознательно развивают визуализацию божества, затем это божество плавится в свете и вливается в нас. Эта фаза, отображающая неразделимость божества и нашего ума, является только одним из основных аспектов, в конце божество само растворяется в первоначальной пустоте, которая является тем самым изначальным Ясным светом.
Если при жизни вы практиковали различные фазы медитации, то при наступлении смерти, в Бардо Дхарматы или в Бардо Становления, можно будет освободиться от видений и цикла существований. Момент этого освобождения зависит от степени мастерства, достигнутого практикой, в которой вы лучше всего натренированы. Предположим, что практика, которой вы следовали в Ваджраяне дает прямое проникновение в природу видений, с которыми мы сталкиваемся в момент смерти. Тогда становится понятным, что все эти явления не что иное, как проекции нашего ума, идущие от самого ума. И хотя будут появляться различные аспекты божеств Бардо, их сразу же узнают и таким образом освободятся от видений.
Две фазы — созидания — кьерим и завершения — дзогрим — являются соответственно средством и мудростью. Они не могут быть рассмотрены вне зависимости одна от другой. Божества, видение образа которых развивают в уме, неотделимы от пустотности. Любые явления неотделимы от пустоты. Нет деления между истинной природой феноменов и их видимой реальностью. Исходя из этого представляется важным воспринимать фазы кьерим и дзогрим в их нераздельности. Вопросы и ответы
В. — Что является основой, объединяющей различные существования?
О. — Ум и индивид не являются чем-то закрытым, ограниченным, с началом и концом. Существо можно сравнить с потоком, с рекой: вода все время меняется и, тем не менее, это та же река. Таким же образом существует "поток бытия" или "поток сознания", который переходит из одного существования в другое. Не следует понимать слово "сознание" в обычном значении, так как здесь речь идет о чрезвычайно глубоком уровне, первоначальном или первичном, если хотите.
Этот поток сознания приводит к образованию совокупности психофизических элементов, составляющих наше тело, которые растворяются в момент смерти, чтобы снова вернуться в первоначальное состояние. Этот поток сознания проходит через все испытания и перевоплощается. В любом случае это не нечто постоянное, именно поэтому его называют "поток бытия".
В. — Можно ли сказать, что классическое погребение не создает проблем, так как тело остается нетронутым, тогда как кремация может быть вредящей вследствие того, что индивидуальное сознание связано с телом в течение определенного времени?
О. — Известно, что связь ума с телом длится до конца процесса растворения жизненных элементов. В конце этого процесса наступает состояние отсутствия сознания, из которого выходят, пробуждаясь в поле изначального Ясного света.
Однако этот свет узнается лишь теми, кто серьезно занимался практикой его узнавания на протяжении жизни. Для большинства же людей, которых хоронят или кремируют, это не имеет большого значения.
Совсем иная ситуация складывается для тех, кто практиковал медитацию глубоко и интенсивно. У медитирующего в момент смерти наступает некий "застой". Перед смертью он садится в позу медитации. Хотя жизнедеятельность организма полностью прекращается, йог остается в сидячей позе и тело не оседает. Он может оставаться без изменения в течение нескольких дней без появления признаков разложения. Тело остывает, но в центре на уровне груди сохраняется теплая зона. И на протяжении всего этого периода медитирующий остается в состоянии созерцания изначального Ясного света. Некоторые знаки, такие как эластичность кожи, подрагивание ноздрей свидетельствуют о том, что это действительно йог, находящийся в состоянии созерцания, а не труп, покинутый сознанием.
В. — Что вы думаете о помещении в морг умерших в случае наступления смерти в больнице?
О. — Некоторым образом смерть в больнице не очень позитивна в связи с рвением к излечению, которое приемлемо для обычного индивида и скорее вредно для йога, интенсивно практиковавшего. Ринпоче знал одного ламу, много медитировавшего и добившегося больших результатов в практике. Этот лама, будучи очень больным, был помещен в больницу. Там, чувствуя, что приходит его последний час, он сел в позу и вошел в медитацию. Деятельность его органов начала ослабевать и он начал умирать естественным образом. Но лечащий врач посчитал нужным поставить ему иглы, сделать переливание и вернуть к жизни, в итоге он был "спасен". Затем, в течение недели лама, за которым ухаживал только монах, бредил, видимо, о видениях в Бардо. А через неделю он пришел в себя и сказал: "Я был практически в Бардо, и вот меня зернули, хотя это совершенно не нужно! Завтра я умру, но я не сяду больше в позу медитации". Так он был вынужден отказаться от того, что делают большинство практикующих, а именно от позы, в которой созерцают Ясный свет Дхарматы в течение нескольких дней.
Другое по темеХристианство и римская империя. Гонения
Официальные церковные историки от Евсевия Кесарийского до наших дней всегда рассматривали
конфликт между властями Римской империи и христианскими общинами первых трех веков
как развертывание своего рода священного процесса нас ...
|