А что же Индия? Может создаться впечатление, что в этой стране не сохранилось никаких напоминаний того, что эта страна дала миру буддизм. Однако это не совсем так. В самом деле, многие буддийские храмы естественным путём стали храмами индуистскими. Некоторые из них перешли в руки мусульман, некоторые были разрушены. Однако многое сохранилось.
Сохранились, например, наиболее интересные сооружения, служившие некогда жилищами первым буддистам – пещерные обители в горах Аджанта. Расположены эти высеченные в горах молитвенные сооружения на плоскогорье Декана в Центральной Индии. Кельи и залы в прямом смысле этого слова вырубались в скалах, и поэтому строительство комплекса проходило на протяжении многих веков. Считается, что свою нынешнюю форму комплекс принимал на протяжении восьмисот лет – со 2 века до н. э. по 7 век н. э. Всего комплекс насчитывает 27 жилых пещер, в некоторых из них по сей день можно рассмотреть на стенах фрески и статуи, которые относятся, скорее всего, к 6 веку н. э.
А некогда знаменитейший буддийский комплекс, своеобразная академия буддизма, Наланда увы, не сохранился до наших дней. Так же, как и комплекс в горах Аджанта, Наланда строился на протяжении столетий. Началось строительство, как полагают историки, при династии Гуптов. Комплекс расположился недалеко от родины Будды, города Раджагрихи. Ныне это штат Бихар. Строился он как на государственные деньги, так и на частные пожертвования. Однако знаменит Наланда был знаменит не столько своей архитектурой, сколько тем, что он служил центром буддийского образования. Причём учителями в нем были буддийские наставники самых различных школ буддизма, от махаяны до ваджраяны. По свидетельству китайских путешественников, в 7 веке н. э. количество обитателей Наланды достигало 10 тысяч человек. Около трёх тысяч из них были студентами-монахами, которые обучались в Наланде систематически, подобно современным студентам стационара. По университетской программе, студенты должны были освоить «великие книги пяти наук»: грамматику и лексикографию; искусства и ремёсла культового назначения; медицину; логику; философию. Интересной была сама система образования, до которой, видимо, ещё далеко современной университетской «демократии». Как уже неоднократно говорилось ранее, буддизм в целом отвергал многие постулаты индуизма и знания, почерпнутые из Вед. Сам Будда презрительно называл брахманов «изучающими Веды». Однако в Наланде студентам преподавали не только представители разных буддийских школ, что само по себе является показателем немалого свободомыслия и веротерпимости индийских буддистов, но и брахманы, которые читали лекции по Ведам. Кроме того, знания, которые давались студентам по традиционным индийским религиям индуизму и джанаизму, были основательны и очень обширны.
В отличие от светских университетов, в Наланде студенты должны были соблюдать монашеский устав, подчиняться строгой дисциплине и заниматься религиозной практикой. Их обучали основам йоги, медитации, ставили дыхание, учили сосредоточению. Основные буддийские тексты и комментарии к ним нужно было учить наизусть. Для лучшего усвоения материала. А также в качестве своеобразного теста или экзамена, проводились учёные диспуты, на которых знания студентов проверялись на практике.
Студенты постоянно проживали в монастыре. Этим и отличалась буддийская система обучения от индуисткой. В индуизме ученик поселялся в доме учителя, жил в нём, как член семьи, обязан был выполнять разную работу по дому. Брахман же должен был кормить его и обучать. Буддийские монахи были лишены такой «роскоши», ибо согласно буддийскому учению, достигнуть просветления в миру было крайне трудно.
Всю эту многотысячную братию кормили селяне ближайших к монастырю деревень, приписанных ему государством. А селений было не так уж мало: по некоторым сведениям, от одной до двух сотен. Так что продовольствием монахи были обеспечены на славу.
К сожалению, уже в 13 веке Наланда был полностью разрушен. Что, впрочем, являлось закономерностью: буддизм к этому времени в Индии перестал существовать.
Одним из старейших и известнейших храмов Китая считается Баймасы. Название это означает «монастырь Белой лошади». Связано это с историей проникновения буддизма в Китай. Дело в том, что первые буддийские тексты были привезены в Китай на белой лошади, ставшей, таким образом, своеобразной эмблемой китайского буддизма. Есть и другая версия. Рассказывают, что один из бесчисленных завоевателей, пришедших на китайскую землю, разрушил монастырь. Ночью он проснулся от жалобного ржания. Выйдя из своего шатра, он увидел, что на развалинах храма стоит белая лошадь, громко выражающая свою скорбь. Испугавшись вмешательства потусторонних сил, завоеватель приказал заново отстроить монастырь. Так это или не так, кто знает, однако название прочно прижилось.
|