НИРОДХА
(пали) – эквивалент нирваны. Угасание нежелательных качеств.
ПАРАМИТА
(санскр. «переправа») – совершенство.
ПАТРА
(санскр.) – чаша для для подаяний.
ПИТАКА
(пали, букв. «корзина») – канонические буддийские тексты: винная-питака, Сутта-питака и Абхидхарма-питака.
ПРАДЖНЯ
(санскр.) – трансцедентальная мудрость, божественная интуиция. Одно из шести совершенств и вторая опора махаяны.
ПРАДЖНЯПАРАМИТА
(санскр., букв. «запредельная мудрость») – священная литература буддизма, включающая такие важнейшие буддийские тексты, как «Алмазная сутра» и «Сутра сердца».
ПРАТЬЯКША
(санскр.) – восприятие, один из двух, наряду с выводом, источников достоверного знания в буддийской гносеологии.
ПРЕТА
(пали) – духи умерших.
РАГА
(пали) – алчность, которая вместе с ошибками (доша) и невежеством (мокха) образуем «три основных недостатка характера».
РАТНА
(санскр.) – жемчужина, драгоценность. Для буддистов величайшие драгоценности это Будда, дхарма и сангха.
РУПА
(санскр., пали) – форма, в отличие от арупы – бесформенности.
САДДХА
(санскр.) – вера. Основной фактор на пути к просветлению.
САМАДХИ
(санскр.) – просветление, последняя ступень восьмеричного пути, ведущего к нирване.
САМБОДХИ
(санскр.) – мудрость, проницательность, постижение истины.
САМБХОГАТАЯ
(санскр.) – «тело блаженства» Будды.
САНГХА
(санскр., дословно – «общества») – буддийская община, членами которой являются монахи (биккху) либо монахини (бикхуни).
САНСАРА
(санскр., досл. «блуждание», «круговорот») – термин, обозначающий мирское бытие, суету, обычную земную жизнь, которую буддисты считают иллюзорной.
САТОРИ
(яп.) – «пробуждение», просветление, озарение. Высшая цель в дзэне.
СВАСТИКА
(санскр. от «су» – прекрасный и «асти» – быть). Индийский символ благоденствия и процветания. В буддизме – символ буддийского учения.
СИДДХА
(санскр. «совершенный») – человек, достигший совершенства. Сидхи – сверхъестественные способности.
СИДДХАРТХА
(санскр.) – личное имя Будды. В переводе означает «тот, чья цель достигнута».
СКАНДХА
(санскр.) – одно из основных понятий буддизма. Обозначают некий элементарный компонент, порождение «непросветлённого» сознания, из которого состоит весь окружающий мир. Комбинации скандх порождают все вещи во Вселенной и самого человека. Для «просветлённого» скандхи иллюзорны, они теряют свою власть.
СМРИТИ
(санскр.) – внимательность, седьмой шаг на «благородном восьмеричном пути».
СТУПА
– буддийское культовое сооружение, напоминает конус.
СТХАВИРАВАДА
– иначе Тхеравада, «школа старой мудрости». Самая древняя из буддийских школ.
СУТРА
(санскр.) – нить, на которую нанизаны жемчужины. Буддийские тексты, состояние из отдельных афоризмов. Иное название – Сутта.
ТАНТРА
(санскр., букв. «непрерывность») – имеет несколько значений: одно из названий вадхраяны; базовые тексты ваджраяны. Тантрический буддизм отличается от традиционного буддизма более широким использованием йогических и мистических практик.
ТАПАС
(санскр.) – аскетизм, отвергнутый Буддой как ненужный.
ТАТХАГАТА
(санскр. «так ушедший, так ушедший») – синоним титула «Будда». Тот, кто достиг освобождения.
ТИПИТАКА
– основной священный текст буддизма, делящийся на Винная-питаку, Сутта-питаку и Абхидхарма-питаку.
ТРИКАЯ
(санскр.) – три тела Будды: видимое, или физическое, феноменальное, которое Будда мог изменять по своему желанию, и «тело закона», которое считалось суммой всех присущих Будде качеств.
|