Казалось бы, трудно представить более «религиозную» религию,
чем ислам, буквально пронизывающую своими догматами, обрядами, нравами и
традициями культуру и образ жизни народов и стран, где эта развитая
монотеистическая система господствует. И все же даже по сравнению с
мусульманством, точнее, с мусульманским Ближним Востоком Индия – подлинное
царство религии.
Разница между Ближним Востоком и Индостаном (обычно этот
субконтинент именуют Южной Азией) весьма существенна. Религиозная традиция
Ближнего Востока и исторически, и в плане ментальных конструкций гораздо ближе
к христианской Европе, чем к религиозному опыту Индии. Если принять во
внимание, что корни ближневосточной и европейской религиозных традиций восходят
в конечном счете к единому общему истоку и что развитие монотеистических
религий шло в едином русле с точки зрения структуры мышления, основных понятий
и ценностных ориентации, трудно ожидать иного: все монотеистические религии,
включая и ислам, суть порождение единой генеральной
ближневосточно-средиземноморской цивилизации. А эта цивилизация – в лице всех
ее основных очагов (древнеегипетского, месопотамского, античного, иудейского,
римско-христианского) – весьма отлична от индийской с характерными для нее
глубиной философского анализа, утонченностью абстракции мысли, впечатляющей
практикой аскезы и йоги.
Религиозные системы Индии – если сравнить их с
ближневосточно-средиземноморскими монотеистическими – в ряде аспектов, особенно
в связи с проблемами онтогенеза, изначального единства макро – и микромира,
природы и человека и т.п. представляются более глубокими и философски
насыщенными. В них разум (пусть слитый с интуицией и эмоциями) явно
господствовал над свойственной монотеизму слепой верой во всемогущество
великого Бога. И хотя этот разум, глубоко опутанный метафизическими
представлениями и мистическими таинствами, нельзя сравнивать с
рационалистическим анализом античных философов, для него был характерен
постоянный поиск. Конечной целью этого поиска являлись освобождение от тягот
бренной жизни, спасение в Великой Пустоте и вечном небытии стоящей вне
феноменального мира Абсолютной Реальности, наконец, достижение туманной, но
страстно желаемой нирваны.
Важная особенность индийских религий – их интровертивность,
т.е. явственная обращенность вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на
стремление и возможности личности найти собственный путь к цели, спасение и
освобождение для себя. Пусть каждый человек – лишь песчинка, затерявшаяся среди
многих миров. Однако эта песчинка, ее внутреннее «я», ее духовная субстанция
(очищенная от вульгарной телесной оболочки) столь же вечна, как и весь мир. И
не только вечна, но и способна к трансформации: потенциально она имеет шансы
стать рядом с наиболее могущественными силами мироздания, богами и буддами.
Отсюда акцент на то, что каждый – кузнец своего счастья. Результатом подобного
мышления следует считать гигантский расцвет религиозной активности индивидов,
ищущих блаженство, спасение или истину самыми различными способами и
ухищрениями, вплоть до порой невероятных и представляющихся извращениями
методов изнурительной аскезы (тапас).
Интровертивность религиозной культуры оказала огромное
влияние на психологию и социальное поведение индийцев, склонных интересоваться
туманными абстракциями и погружаться в глубокий самоанализ и в то же время
слабо затронутых, в отличие, например, от китайцев, проблемами социальной этики
и политики.
Рекомендуем к прочтениюЦивилизации Востока: религиозно-культурные традиции и современность
На протяжении тысячелетий религия, санкционированная ею
традиция и складывавшаяся на этой основе культура не только формировали
групповой опыт поколений и стабильную систему обще ...
Роль религии в современном мире
Религия была и остается сегодня важным фактором в развитии любой цивилизации. Ее место в жизни того или иного социума определяется различными обстоятельствами: уровнем развития о ...
Буддизм и синтоизм в Японии
Индийская и китайская цивилизации на протяжении веков
оказывали немалое воздействие на соседние страны и народы. И хотя это влияние имело
разносторонний характер, а на периферии ...
|