Для индийских религиозных систем характерны структурная
рыхлость и аморфность, терпимость, свобода личного выбора. Каждая религиозно
активная личность самостоятельно решала, куда и за кем идти – в монахи, аскеты,
йоги и т.п. Что же касается религиозно пассивной массы, мирян, то их
симпатии тоже обычно ничем жестко не ограничивались. Принимая во внимание
групповое давление семьи, общины, касты, они тем не менее могли изменяться в
зависимости от обстоятельств.
В период расцвета буддизма на рубеже нашей эры чаша весов
заметно склонялась в пользу учения Будды, так широко открывшегося для всех. Это
главное свойство буддизма и определило его судьбу: проникая за пределы Индии и
обнаруживая там в ряде случаев духовный вакуум в тех специфических сферах
философско-метафизических поисков и споров, которые были характерны для Индии и
разработаны именно там, буддизм легко пускал корни вне своей родины. В то же
время в самой Индии он начал встречать возраставшее сопротивление со стороны
близких к нему по духу и структуре учений, которые более удачно, чем буддизм,
вписывались в исторически сложившуюся социально-кастовую организацию. Видимо,
это сыграло свою роль в том, что буддизм сравнительно легко уступил свои
позиции на родине другим доктринам, и прежде всего складывавшемуся на базе
древнейшего брахманизма индуизму.
Рекомендуем к прочтениюЭлектробезопасность
Под электротравматизмом следует понимать совокупность электротравм , возникающих и повторяющихся в определенный период времени в группах населения в аналогичных трудовых, коммуна ...
Христианство и римская империя. Гонения
Официальные церковные историки от Евсевия Кесарийского до наших дней всегда рассматривали
конфликт между властями Римской империи и христианскими общинами первых трех веков
как ...
Арианство, два первых вселенских собора и конец язычества
Теологические битвы сотрясали христианский мир не менее двух столетий со времен
Константина и до Юстиниана, вовлекая широкие массы верующих в злобные и нередко
кровавые распри ...
|