Внутренняя организация христианских общин восточного бассейна Средиземного моря,
ставшая моделью для других церквей греко-римского мира, предстает перед нами во
всей своей непосредственности в тексте, который пользовался большой популярностью
в первые периоды истории церкви и исчез в своей оригинальной форме в конце IV или
в начале V в., но был, к счастью, обнаружен греческим епископом Филотеем Бриенниосом
только в 1875 г. в рукописи, хранившейся вначале в Константинополе, а потом в библиотеке
православной патриархии Иерусалима.
Правда, некоторые части этого документа оказались включенными в седьмую книгу
«Апостолических конституций», приписываемых Ипполиту Римскому, а отдельные отрывки
его дошли до нас в коптских, латинских и арабских переводах. Однако, когда это произведение
было собрано воедино, его открытие явилось своего рода сенсацией для историков древней
христианской литературы, столь далеким оказался найденный текст от официального
описания раннехристианской обрядовой и организационной структуры.
Речь идет о подобии краткого руководства по религиозному воспитанию и отправлению
богослужения. Оно восходит к началу II в. и известно под названием «Учение двенадцати
апостолов», или «Дидахе». Слово «двенадцать», впрочем, должно быть, было добавлено
позже, поскольку ни Евсевий Кесарийский, ни Афанасий в IV в. о нем не вспоминают.
Они называют этот труд просто «Учение апостолов». Термин «апостол», к тому же, в
первичной иерархической структуре не имеет ничего общего с наименованием непосредственного
учения Иисуса.
В первой части текста ни евангелие, ни Христос нигде не упоминаются, а среди
изречений, восходящих, как в нем сказано, к новозаветной традиции, некоторые либо
утрачены в писаниях, либо были изъяты из официального текста Евангелий от Матфея
и Луки (о двух других евангелиях в этом документе не содержится никаких упоминаний).
Таков, например, почти конформистский афоризм, которого нет в евангелиях, но который
известен не только из «Учения апостолов», но и из сочинений св. Августина, Кассиодора,
Григория Великого и св. Бернарда: «Пусть милостыня прежде увлажнится потом в твоих
руках, прежде чем ты поймешь, кому ее подать».
Рекомендуем к прочтениюИслам: теория и практика
Краеугольным камнем религиозной теории мусульман, основным
кредо ислама является широко известная и часто употребляемая фраза: «Нет Бога
кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его». В э ...
Религии древней Индии
Казалось бы, трудно представить более «религиозную» религию,
чем ислам, буквально пронизывающую своими догматами, обрядами, нравами и
традициями культуру и образ жизни народов и ...
Проблема истоков: иудаизм и христианство в свете последних открытии
И стория христианской религии насчитывает теперь уже две тысячи лет,
однако ее идеологические и ритуальные истоки можно обнаружить примерно за столетие
до начала новой эры. Нар ...
|