Теологические битвы сотрясали христианский мир не менее двух столетий со времен
Константина и до Юстиниана, вовлекая широкие массы верующих в злобные и нередко
кровавые распри по абсурдным и фиктивным проблемам — единичности или множественности
бога и субстанциальной идентичности отца-творца и сына, рожденного «прежде всякой
твари», согласно выражению из Павлова «Послания к колоссянам» (1: 15). Эти споры,
конечно, не были прямым результатом распада, вызванного кризисом в экономических,
политических и религиозных структурах империи. Но они представляли собой одно из
самых многозначительных проявлений этого распада: обнищания подневольных слоев,
упадка торговли, ремесел и базисного производства, разложения городских центров
в Италии, Галлии, Испании и Северной Африке, концентрации населения в некоторых
зонах Средиземноморского бассейна, особенно на Востоке, куда сама сенатская аристократия
пыталась вложить свои капиталы. Кризисные явления выражались также в перемещении
экономической жизни из города в деревню и возвращении сельского хозяйства к низшим
формам производства, в превращении свободного крестьянина, прикрепленного к господской
земле, в колона, в распространении обычая выплаты налогов, а также содержания служащим
и даже военным натурой, в вымогательствах со стороны правителей, сборщиков податей,
мелких и крупных бюрократов, военных начальников сверх всяких выносимых пределов
(родители иногда бывали вынуждены продавать в рабство своих детей, несмотря на запрещение
законом подобных действий), в тяге к бегству в зоны, занятые «варварами», гораздо
более гуманными, чем римляне, о чем рассказывает христианский писатель V в. Сальвиан
из Марселя. Все это вместе взятое создавало обстановку общей неустойчивости и страха,
которая усиливала влечение к иррациональному и к религиозному уходу от действительности,
причем не только в среде обращенных в христианство.
Старые племенные и сельские культы далеко не угасли, как показала непродолжительная,
но радикальная попытка восстановления язычества во второй половине IV в. При одном
из последних преемников Константина, императоре Юлиане.
Рекомендуем к прочтениюКитайский буддизм
Буддизм проник в Китай из Индии преимущественно в своей
северной форме Махаяны во IIв. Процесс его укрепления и развития в Китае
был сложен и длителен. Потребовались многие века ...
Ламаизм
Буддизм, как уже упоминалось, был той универсальной мировой
религией, которая являла собой общий религиозный компонент различных
цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Распрост ...
Христианство
Христианство – наиболее распространенная и одна из самых
развитых религиозных систем мира. И хотя оно в лице своих последователей
встречается на всех континентах, а на некоторых ...
|