Издание репрессивных законов по отношению к культам античного Рима сопровождалось
со времен императора Феодосия целой серией мер, которые угрожали не менее суровыми
наказаниями и еретикам. Язычество и ересь стали считаться государственными преступлениями:
инакомыслие приняло характер раскола с гражданским обществом.
С появлением этих установлений христианская идеология возвысилась до ранга закона.
Классовые отношения остаются без изменений. Самовластие и насилие сохраняются, как
и прежде, порой они дают себя знать еще сильнее. Не было ни реального облагораживания
нравов, ни смягчения сложившихся в то время жестоких отношений в обществе, опустошенном
и отброшенном к границам того, что может вынести человек. Одним из немногих исключений
было упразднение казни на кресте для рабов, но и это послабление вызывалось более
идеологическими, нежели нравственными соображениями.
Кровавые битвы гладиаторов оскорбляли чувства некоторых отцов церкви и части
общества. Однако они продолжались все четвертое столетие, и лишь в начале V в. при
императорах Гонории и Аркадии появились первые законы, которые покончили с играми
гладиаторов. Во всяком случае, их постепенное упразднение было в первую очередь
обусловлено утверждением «варварских» народов, которые всегда поставляли наибольшую
часть военнопленных, обреченных на истребление в цирках.
Так или иначе, абсолютно невозможно говорить о быстрой христианизации римского
права.
Рекомендуем к прочтениюВосток: общество и религия
В современном мире Восток играет все более заметную роль.
Хотя эта роль ощущается прежде всего в сфере экономики (контроль над
стратегическими ресурсами, прежде всего нефтью) и п ...
Цивилизации Востока: религиозно-культурные традиции и современность
На протяжении тысячелетий религия, санкционированная ею
традиция и складывавшаяся на этой основе культура не только формировали
групповой опыт поколений и стабильную систему обще ...
Ислам: возникновение и распространение
Ислам – третья и последняя из развитых монотеистических
религий. Она также возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же
почву, питалась теми же идеями, основывалас ...
|