Индуизм, вобравший в себя и отразивший многие особенности
национальной культуры и психологии индийцев с их образом жизни, характером
мышления, ценностными ориентациями, включая конечную цель – освобождение
(мокша), всегда отличался умеренностью, терпимостью, акцентом на интроспекцию.
В противоположность этому, исламу свойственны нетерпимость, культ веры и слепое
подчинение авторитету. Тем не менее история судила так, что именно ислам —как
официальная религия сначала Делийского султаната, а затем империи Великих
Моголов – вступил в тесное соприкосновение с индуизмом.
Внутренняя сила и цельность ислама в сочетании с
военно-политическим господством завоевателей и экономической политикой,
направленной на поддержку мусульман, сыграли немалую роль в укреплении ислама в
стране индуизма. Этому способствовали и терпимость индуизма, и его аморфность,
и даже явственная склонность к интроспекции с подчеркнутым небрежением по
отношению к социально-политической сфере. Однако был и еще важный фактор,
способствовавший распространению ислама. Для многих индийцев решение этого
вопроса было связано с отношением к проблеме каст. Проповедовавшаяся
мусульманами идея всеобщего равенства людей перед Аллахом была весьма
притягательна, и именно поэтому многие из низших, наиболее бесправных каст
Индии с охотой принимали ислам. В результате воздействия всех этих факторов –
политического, экономического, социально-правового и идейно-культурного – на
большой территории Индии во II тысячелетии н.э. укоренилось мусульманство
суннитского толка, ставшее официальной идеологией правящего класса.
|