Движение гностицизма, которое бурно развивалось в тот самый момент, когда еврейская
нация сходила со сцены, внезапно столкнулось с сильной оппозицией со стороны тех,
кто продолжал смотреть в сторону Палестины, на библейскую традицию как на историческую
связь в великом потоке восточного мистицизма, который затапливал всю территорию
империи.
Евсевий Кесарийский, который писал свою «Церковную историю» в первые десятилетия
IV в., утверждает, что имел доступ к пяти книгам ныне утраченных «Мемуаров» некоего
Егесиппа, обратившегося в христианство иудея, современника главных учителей гносиса.
Он часто ссылался, согласно Евсевию, на «Евангелие евреев» и на «Сирийское евангелие»
и, кроме того, «извлекал наблюдения и даты из арамейского языка» («Церковная история»,
IV, 22, 3). Считается, что именно к нему восходит, помимо всего прочего, авторство
игры слов с двойным именем Кифа-Петр (которая имеет смысл только на арамейском языке),
чтобы наделить апостола обширными юридическими правами, впоследствии санкционированными
римским престолом.
Егесипп преследовал две цели. Во-первых, показать, что все уклоны, которые он
встречал в лоне известных ему христианских церквей, возникли не в эллинистическом
мире, как утверждали первые теологи, но были прямым противовесом ересям, возникавшим
в истории иудаизма; и во-вторых, составить точный список «апостолического наследования»,
гарантирующего преемственность возвещенного мессией учения.
Церковная иерархия, которая утверждается в ходе II в. в образе «монархического»
епископа, высшего руководителя и наследника апостолов, складывается отныне не как
первозданный институт, а как средство укрепить религиозную структуру, подорванную
в своей основе космическим дуализмом гностиков и бесконтрольным пророчеством в рядовых
общинах. Тем более, что именно в эти десятилетия концепции христианства как развития
и совершенствования библейской традиции был нанесен весьма чувствительный удар.
Рекомендуем к прочтениюКонфуций и конфуцианство
Все отмеченные особенности системы верований и культов в
древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основ традиционной китайской
цивилизации: не мистика и метафизические а ...
Иисус в ранней Евангельской традиции
Иисус — это сокращенная форма Егошуа, что означает по-еврейски «Яхве есть спасение».
«Бог-спаситель» — это и есть «спаситель» народных верований (сотер на греческом
языке, как ...
Религиозные системы древних обществ ближнего востока
В тех странах и регионах мира, у тех народов, которые в
своем поступательном развитии пересекли грань первобытной общины, свойственные
раннерелигиозному комплексу верования, пред ...
|