П ревращение христианства из религии меньшинства, выражающей глубокое народное
недовольство правящими слоями, на которую имперские власти смотрели с недоверием,
в религию терпимую, затем избранную и, наконец, признанную единственным законным
культом потребовало почти столетнего периода, начиная со времен Константина, в начале
IV в., до смерти Феодосия в 395 г.
Это превращение не было ни прямолинейным, непрерывным процессом, ни какой-либо
односторонней мерой государственных органов, преследовавших идеологические цели.
Сама христианская церковь с первых своих шагов и до Константина перешла от стихийных
форм самоуправления до иерархического правления, от ожидания радикального изменения
общества к принятию существующего порядка вещей, от отказа от «этого мира» к попытке
контролировать изнутри традиционные инструменты власти «над миром».
На первом плане мы видим в этот период серию существенных изменений в экономической,
политической и военной структуре империи.
Рабовладельческая система как основная форма общественных отношений вступает
в кризис и становится менее эффективной не только в деревне, но также и в городе.
Земельная собственность в эту эпоху ограниченной торговли и слаборазвитой мануфактурной
и ремесленной деятельности остается господствующей формой собственности в экономике.
Но сокращение рабочей силы, поглощенной военными операциями, и вторжения извне делают
латифундии малодоходными, особенно в провинциях. Труд рабов в сельском хозяйстве
заменяется другими типами подневольного труда: трудом колонов и мелких арендаторов.
Нищета. крестьянина сохраняется и усугубляется. На этой основе возникает тип крупного
земельного собственника-абсентеиста, который сам не ведет своего хозяйства и не
живет в поместье, а стремится привязать к земле, огражденной от налогов, целые семьи
землевладельцев. Крепостное право уже не за горами.
В городах рабы еще применялись на возведении домов и общественных сооружений,
в домашней работе, на строительстве дорог и при перевозке грузов. Они теперь преимущественно
не италийского происхождения — это люди из провинций, с Востока, «варвары»: галлы,
мавританцы, сирийцы, сарматы, а вскоре и готы и алеманны. И это тоже способствует
их разладу с культом своих господ и принятию ими христианских религиозных верований.
Дарованные грамоты, которыми господа объявляли свободными своих рабов, становятся
все более частым явлением. Набирает силу слой привилегированных «отпущенников»,
мелких и средних предпринимателей, которые все более жадно и жестоко эксплуатируют
чернорабочих, каменщиков, ремесленников.
Рекомендуем к прочтениюИисус в ранней Евангельской традиции
Иисус — это сокращенная форма Егошуа, что означает по-еврейски «Яхве есть спасение».
«Бог-спаситель» — это и есть «спаситель» народных верований (сотер на греческом
языке, как ...
Религия в древнем Китае
Если Индия – царство религий, а религиозное мышление индийца
насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай являет собой цивилизацию иного
типа. Социальная этика и административ ...
Возникновение и ранние формы религии
Истоки первых религиозных представлений предков современного
человека тесно связаны с возникновением у них ранних форм духовной жизни.
Видимо, это могло иметь место лишь на опред ...
|