Омар ибн ал-Хаттаб ал-Фарук, или Различающий [добро от зла], правил с 634 по 644 год; поначалу его называли «халиф халифа Посланника Аллаха», но это длинное именование довольно быстро сменилось титулом «Повелитель правоверных» амир ал-муминин). Обращаясь к мусульманам, Омар говорил: «О люди! Ваше право — требовать от меня того, что дозволено, и об этом праве вы всегда можете заявить. Если кто из вас придет ко мне с просьбой, я не отпущу его, пока просьба эта не окажется выполненной. Ваше право — требовать от меня, чтобы я не пользовался неправедно доходами общины или военной добычей. Ваше право — просить меня, чтобы вам платилось больше, когда к тому есть возможность, и чтобы я укреплял границы и не подвергал опасности жизни мусульман. Все мы должны защищать нашу веру, но я не вправе препятствовать вашему возвращению домой; а когда вы уходите воевать, я должен по-отцовски заботиться о ваших семьях».
Омар пользовался непререкаемым авторитетом среди мусульман. Историки не зафиксировали ни одного случая неповиновения его распоряжениям. При этом он вел скромный, почти аскетический образ жизни и отличался высокой справедливостью. Память о нем как об идеальном правителе до сих пор сохраняется в мусульманской традиции.
За десять лет правления Омара к «землям ислама» были присоединены византийская Палестина, Сирия, Египет и сасанидский Иран. Византийцы были разгромлены в сражении на реке Йармук, продолжавшемся три дня; мусульманским войском командовали Халид ибн Валид и Амр ибн ал-Ас. Осенью того же 636 года мусульмане сразились с огромной армией иранского шаха Йездигерда III у местечка Кадисия близ Хиры; ударную силу иранцев составляла конница, подкрепленная слонами, на спинах которых сидели лучники. Битва длилась четверо суток; на четвертый день ветер погнал тучи песка в лицо иранцам, что мусульмане расценили как помощь Аллаха. Иранцы бежали, и вскоре войско халифа, которым командовал Саад ибн Абу Ваккас, заняло покинутую защитниками и шахским двором столицу сасанидскогоИрана — Ктесифон. Общая стоимость военной добычи мусульман составила девятьсот миллионов дирхемов.
Халид ибн Валид занял Дамаск, причем, как гласит предание, он даровал безопасность горожанам, их имуществу и зороастрийским храмам, а дома освободил от постоя. Он обещал жителям Дамаска покровительство халифа, если те согласятся выплачивать подушную подать (джизйа). Горожане принесли Халиду джизйу; когда мусульманам пришлось временно покинуть Дамаск, они вернули эти деньги жителям города, поскольку не выполнили своего обещания. Когда армия халифа в следующий раз подступила к Дамаску, городские ворота приветственно распахнулись навстречу воинам ислама.
В дар ал-ислам (область власти мусульман) вошли территории, о которых упоминалось в Коране, земли, где жили пророки-предшественники Аллаха. В 638 году был взят Иерусалим. Халиф Омар собственноручно расчистил на горе Мориа место для закладки мечети ал-Масджид ал-Акса — в память о Мирадже, ночном путешествии Посланника Аллаха и его небесном вознесении.
Мечеть Пророка в Медине. Лубок.
В 639 году Амр ибн ал-Ас повел мусульманское войско в Египет, взял несколько крепостей в дельте Нила и осадил Александрию. Осада продолжалась четырнадцать месяцев; город сдался лишь в декабре 641 года, потом византийцы военной хитростью вернули Александрию себе, но успех оказался кратковременным. В сентябре 642 года Амр ибн ал-Ас вступил в Александрию. Известна легенда о том, что именно арабы сожгли знаменитую Александрийскую библиотеку, но эта легенда не соответствует действительности: библиотека сгорела гораздо раньше, ее уничтожили фанатики-христиане, последователи патриарха Феофила, объявившего библиотеку рассадницей ереси, поскольку в ней хранилась «еретическая» эллинская книжная мудрость. Ко времени захвата Египта мусульманами в здании библиотеки находилась христианская церковь.
В том же 642 году мусульмане нанесли иранцам окончательное поражение в битве при Нихавенде; это поражение привело к распаду империи Сасанидов.
Распространение дар ал-ислам вело к тому, что мусульманам требовались опорные пункты на завоеванных территориях — ведь расстояние от Медины и Мекки все увеличивалось. Так возникли города, существующие и сегодня: Басра, Куфа, Мосул. Басру построили при впадении речки Шатт ал-Араба в Персидский залив. Основателем города считается военачальник Утба ибн Газван. Куфу основал Саад ибн Абу Ваккас. Басра застраивалась хаотично, без плана. Строительство же Куфы осуществлялось по плану халифа Омара. Главные улицы закладывались шириной в сорок локтей, второстепенные — в тридцать и двадцать, участки под строительство домов нарезались по три тысячи шестьсот квадратных локтей каждый. Мосул возвели на правом берегу Тигра, напротив древней ассирийской столицы Ниневии. В Египте Амр ибн ал-Ас построил в Старом Каире военный лагерьФустат, позднее превратившийся в крупный город. По свидетельству арабского историка Ибн Абдалхакама, халиф отказался от дворца, который воздвигли для него, и повелел превратить этот дворец в рынок. Амр ибн ал-Ас построил в Фустате и знаменитую пятничную мечеть.
Другое по темеРелигия в древнем Китае
Если Индия – царство религий, а религиозное мышление индийца
насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай являет собой цивилизацию иного
типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли
значительно боль ...
|