Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Глоссарий
Страница 16

МИНАРЕТ

Буквально «смотровая башня». Башня при мечети, с которой возглашаются азан и икама. Первые минареты при мечетях появились в конце VIII в. По традиции, минаретов у мечети не может быть больше, чем в Мекке, а в мекканской мечети до начала XX века насчитывалось восемь минаретов.

МИРАДЖ

Ночное путешествие Мухаммада из Мекки в Иерусалим и вознесение Пророка на небеса. Принято считать, что это событие произошло в ночь на 27-е число месяца раджаб.

МИХНА

Испытание на верность, применявшееся в правление Аббасидов для судей, правоведов и богословов. Сначала михна подразумевала верность учению мутазилитов, которое при халифе ал-Мамуне стало официальным догматом халифата; в 851 году, при халифе ал-Мутаваккиле, михну обратили уже против мутазилитов.

МИХРАБ

Ниша в стене мечети, указующая направление на Мекку. Считается, что стоять перед михрабом — все равно что стоять перед богом.

МУАВИЙЯ

Полное имя — Муавийя ибн Абу Суфйан, первый халиф династии Омейядов. Претендовал на власть еще после смерти халифа Османа, своего родственника. Когда халифом был избран Али ибн Абу Талиб, Муавийя, занимавший пост наместника Сирии, отказался подчиниться новому халифу и повел с ним вооруженную борьбу. В 661 году, еще до убийства Али, Муавийя был провозглашен халифом в Иерусалиме.

По замечанию М. А. Родионова, «в юности Муавийя был секретарем Пророка, позднее отличился в боях за Сирию. Как халиф Муавийя прославился терпимостью и щедростью, тонкими интригами и хорошим знанием человеческой природы. Он покровительствовал поэтам и ученым, в своей резиденции в Дамаске устраивал диспуты между представителями разных религий. При нем власть в халифате стала наследственной, а его сын Йазид был объявлен официальным преемником».

МУАЗЗИН (МУЭДЗИН)

Буквально «тот, кто призывает». Человек, возвещающий с минарета азан и икаму.

МУЛЛА

Знаток богословия. Слово происходит от арабского маула — «владыка».

МУНКАР И НАКИР

Ангелы, испытывающие мертвых. По преданию, праведных они только опрашивают и оставляют их в покое до Судного дня, грешников же побивают плетьми со словами: «Вкусите наказание пожара!» (Коран, 8:52).

В сочинениях мусульманских авторов приводится наставление умершему, как следует разговаривать с этими ангелами:

«О раб Аллаха, о сын рабыни Аллаха, знай, что в сей миг придут к тебе два ангела, посылаемые к тебе подобным. Когда они спросят тебя: — Кто твой Господь? — отвечай: — Аллах мой Господь, поистине; а когда они спросят тебя о Пророке, отвечай: — Мухаммад — Посланник Аллаха!»

МУРДЖИИТЫ

Буквально «откладывающие». Направление в исламе, полагавшее, что человеку не пристало судить о достоинствах и недостатках правителей и что в целом решение об ответственности за поступки человека следует отложить до Страшного суда, на котором это решение будет принимать Аллах.

МУСА

Один из пророков-предшественников Мухаммада, посланный Аллахом к народу Израиля, дабы проповедовать единобожие. Для различения добра и зла Аллах ниспослал Мусе Тауру (священное писание). В Коране говорится:

«Мы даровали Мусе и Харуну различение, и свет, и напоминание для богобоязненных, которые боятся Господа своего втайне, и они трепещут (страшного) часа. Это — напоминание благословенное, которое Мы ниспослали. Разве вы его отрицаете?» (21:49–51).

Мухаммад учил свой народ тому же, что и Нух, Ибрахим, Муса и Иса: «Он узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху, что открыли Мы тебе и что завещали Ибрахиму, и Мусе, и Исе: «Держите прямо веру и не разделяйтесь в ней!»» (42:11). Поэтому в Коране отношение неверных к Пророку уподобляется отношению египетских язычников к Мусе:

«Мы ведь послали к вам посланца, свидетельствующего против вас, как послали к Фирауну посланца.

И ослушался Фираун посланца, и схватили Мы его схваткой мучительной.

И как же вы спасетесь, если останетесь неверными, от того дня, который детей сделает седыми?» (73:15–17).

МУСУЛЬМАНЕ

Буквально «отдавшие себя [вере]». Общее наименование верующих, закрепившееся за членами общины Мухаммада еще до Хиджры.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Другое по теме

Начало константинианской эры: политический, социальный и религиозный кризис ІV века
П ревращение христианства из религии меньшинства, выражающей глубокое народное недовольство правящими слоями, на которую имперские власти смотрели с недоверием, в религию терпимую, затем избранную и, наконец, признанную единст ...