Закат выплачивается всеми взрослыми и дееспособными мусульманами, его размер устанавливается в зависимости от доходов конкретного человека.
В законоведческих сборниках четко определяется имущество, облагаемое закатом, и размеры последнего: «С чего полагается подать на бедных? — С золота, с серебра, с верблюдов, коров, овец, пшеницы, ячменя, проса, дурры, бобов, гороха, риса, изюма и фиников. — С какого количества золота берется подать на бедных? — Нет подати с того, что меньше двадцати мискалей, а если дойдет до двадцати, то с них полагается полмискаля и с того, что больше — по такому же расчету. — С какого количества серебра полагается подать? — Нет подати с того, что меньше двухсот дирхемов, и если дойдет до двухсот, то с них полагается пять дирхемов, а с того, что больше, — по такому же расчету. — Со скольких верблюдов полагается подать? — С каждых пяти — одна овца, до двадцати пяти, а с двадцати пяти — годовалая верблюдица — Со скольких овец полагается подать? — Когда дойдет до сорока, с них одна овца».
Закат взимается один раз в год с разного вида имущества в определенные сроки по лунному календарю. Его можно уплачивать как натурой, так и деньгами.
ЗАМЗАМ (ЗЕМЗЕМ)
Источник (колодец) в Мекке, возникший по воле Аллаха. Предание гласит, что Ибрахим оставил свою наложницу Хаджар и сына Исмаила в пустынной Мекканской долине, где не было ни воды, ни растительности. Запасы воды у матери с сыном иссякли, а Хаджар не могла найти источника, чтобы утолить жажду Исмаила. Изнемогая под палящим солнцем, она в поисках воды металась между холмами Сафа и Марва. Семь раз она пробежала между двумя холмами, а когда вернулась к сыну, то увидела, как он, плача, ударил ножкой по иссохшей земле — и вдруг из-под его пятки забила ключом вода. Так возник священный источник Замзам.
Около источника Замзам вскоре поселились бедуины из аравийского племени джурхум, которые и построили город Мекку. Среди этих людей вырос Исмаил, поэтому о нем говорят: «Исмаил — сын арабов». Сегодня испитие воды из источника Замазам — часть обрядов, совершаемых во время хаджа.
ЗИКР
Суфийское молитвенное радение, обычно совершаемое в пятницу. Состоит из нескольких богопоминаний, сопровождаемых ритуальными движениями. Цель зикра — погружение в созерцание Бога.
Немецкий востоковед П. Кале оставил описание зикра в суфийском братстве Салманийа:
«Участники хадарата рассаживаются по кругу. В центре садится халиф-сахиб ал-лайла [руководитель ночного бдения]. По его знаку накибалмаджлис [«распорядитель собрания»] открывает собрание молитвой… Еще сидя, участники проговаривают первую часть шахады — «Ла илаха илла-л-Лаху», — примерно 20–30 раз. При следующих словах «Хува, хува, хува, Аллах» («Он, Он, Он, Бог») халиф встает и дает всем знак подняться. Фраза «Хува, хува, хува, Аллах» превращается в «Хува, Аллах, хува». При первом произнесении слова «Аллах» тела дервишей наклоняются влево, при втором — вправо, а слово «хува» проговаривается между наклонами вбок. Все это длится около 20 минут. Определенный темп задает халиф. Затем словосочетание изменяется, следуют фразы «Хува Аллах, хай ива даим»(«Он Бог, Сущий и Предвечный») и «Йа азиз, йа азиз» («О Всевышний, о Всевышний»). При произнесении первой фразы тело поворачивается налево, а второй — направо. Все говорят шепотом. При следующей фразе «Аллах кадир» («Боже Всемогущий») дервиши наклоняют головы вперед на первое слово и откидывают назад на второе. То же делается при произнесении фразы «Аллах даим» («Бог Предвечный»). Конец зикра образуют повторяемые все быстрее и быстрее непрерывные восклицания «Аллах», сопровождаемые наклонами влево и вправо. Затем все садятся. Накиб ал-маджлис читает молитву. После нее все участники целуют руку халифу и расходятся».
ЗУЛ-КАРНАЙН
Буквально «Двурогий». Имя, присвоенное мусульманской фольклорной традицией Александру Македонскому. Согласно арабским версиям средневекового «Романа об Александре», Искендер Зул-Карнайн получил от Аллаха «великую власть» и двинулся походами на восток и на запад. На западе он дошел до места, где солнце «никнет в зловонный источник», а на востоке достиг «места между двумя преградами»: обитатели этого места согласились платить Зул-Карнайну дань, если он защитит их от народов йаджудж и маджудж. Коран гласит, что Искендер построил стену, отделившую эти народы: «Они сказали: «О Зул-карнайн, ведь Йаджудж и Маджудж распространяют нечестие по земле; не установить ли нам для тебя подать, чтобы ты устроил между нами и ними плотину?»
Другое по темеРелигии древних иранцев
Религиозная система древних иранцев складывалась в стороне
от главных центров ближневосточной цивилизации и по характеру заметно
отличалась от религиозных представлений Древнего Египта или Месопотамии,
насыщенных мифологией и н ...
|