Каббала – (по-древнееврейски – предание) мистическое религиозное учение, зародилось оно, как отмечалось, в иудаизме. Идеи каббалы передавались в устной фирме. Если Талмуд представляет собой истолкование Моисеева закона и отражает социологическую и юридическую (общественную и правовую) стороны иудаизма, то Каббала развивает метафизические и теософские идеи этой религии. Каббала стала основным сводом оккультных течений самого различного толка.
Сторонники Каббалы называют себя продолжателями древних, тайных религиозных учений.
Как таковую, каббалу можно разделить на две основные ветви: теоретическую и практическую. Приверженцы первой ветви занимаются метафизическими и мистическими проблемами, последователи второй ветви интересуются, прежде всего, тавматургией, т.е. практическими основами магии.
Каббалисты-"теоретики" занимаются философскими вопросами космогонии (происхождения и развития вселенной), космологии (устройства вселенной), эпистемологии (теории познания) и другими проблемами общемирового масштаба. По существу это еврейская теософия (познание Бога посредством мистического проникновения в сущность мироздания). Каббалисты говорят о познании "сокровеннейших тайн". Это единственная в своем роде форма оккультизма, в основе которой лежат расписанные воображением толкования Ветхого Завета и, в особенности, Пятикнижия Моисея. Одним из центральных моментов каббалистического учения является эротический мистицизм, в котором половой акт рассматривается, как наивысшее священнодействие.
Однако каббалисты используют не только Ветхий Завет, они вдохновляются и многими другими идеями, используют многие другие источники, самые важные из которых: "Сефер Иецира" ("Книга Творения" и «Зогар» ("Сияние"). Каббалисты считают, что "Сефер Иецира" была написана со слов праотца Авраама. Однако по другим данным, эта книга была написана в конце I века от Р.Х. рабби Акибой. Другие исследователи относят появление "Сефер Иецира" ко времени между VI и IX веками от Р.Х.
"Сефер Иецира" состоит из шести глав, в которых 22 буквам древнееврейского алфавита приписываются числовые значения и эзотерическое содержание.
Книга «Зогар», написанная предположительно в конце ХIII столетия, чаще всего приписывается рабби Моисею из Леона. Книга «Зогар» написана на арамейском языке, она основана на материале древних источников. Труд состоит из нескольких отдельных книг, самая значительная из которых представляет собой мистический комментарий к Пятикнижию Моисееву. Как и следовало ожидать, комментарий состоит из пяти книг, соответствующих пяти книгам Моисея. В свою очередь, каждая из книг подразделяется на несколько разделов. Вот несколько названий разделов: "Сокровенная книга", "Великий священный Синод", "Малый священный Синод", "Беседа старца", "Книга Просвещения", "Набожный Пастырь", "Скрытые тайны Закона", "Чайный комментарий".
Кроме "Книги творения" и "Книги сияния" существуют и другие комментарии, которыми пользуются каббалисты, в том числе и комментарии к этим двум вышеупомянутым книгам.
Самыми выдающимися иудейскими каббалистами XIII, XVI веков были Аарон бен Самуэль, Элеазар из Вормса, Исаак Слепой, Авраам бен Самуэль Абулафия, Иосиф бен Авраам Гикатилья, Менахем бен Вениамин Реканти, Исаак де Лориа Ашкенази, Моисей из Кордовы и Иссакар бен Наптали. Как представителями французской, немецкой и испанской каббалистических школ, эти авторы восставали против практически-правого направления талмудистов тех времён и утверждали особое значение веры и мистическую свободу духа.
Мистические и магические элементы Каббалы не могли не привлечь к ней представителей других народов – приверженцев оккультных наук, которые были весьма характерны для Европы эпохи Возрождения. Среди них наиболее известные имена: Раймунд Луллий, Корнелий Агриппа, Парацельс и Иоганн Рейхлин. Некоторые из этих философов считали, что в тайном учении «Зогар» есть элементы христианства.
Наиболее известным из христианских учёных, интересовавшихся Каббалой, был Пико делла Мирандола. Каббализм явился основным источником многих из знаменитых «Положений» Пико. Пико делла Мирандола не сумел рассмотреть изъяны каббалистической системы, в особенности в части, касающейся истолкования Писания. Однако винить его в этом нельзя, ограниченные возможности теологии того времени не позволили рассмотреть эти изъяны.
|