Для каббалистов библейские слова о земном рае, падении ангелов, о змие и грехопадении человека, о великом потопе, об обетовании Аврааму, о жизни Моисея, о двух иерусалимских храмах, о геенне огненной и т.п.– туманные аллегории. Всё облечено в туманные одежды символизма.
Каббалисты говорят также о грядущем Мессии, с пришествием Которого начнётся новая эра.
Надо отметить, что мистическое учение Каббалы захватило преимущественно тех, кто уже увлекался оккультными «науками», гаданием или колдовством. Магические ритуалы многим напоминают каббалистические концепции (например, колдуны и маги часто пользуются тетраграммой имени Бога в её каббалистическом смысле). Алхимики и астрологи зачастую обращались к Каббале – десять эманаций каббалистов отождествлялись ими с семью «планетами» плюс небесная твердь, плюс "примум мобиле" (первоисточник движения) и плюс эмпиреи (высшие небеса).
Учение Каббалы оказало определённое влияние на движение масонов, секту «Таро», на розенкрейцеров, не говоря о других, менее значительных мистических культах и ритуалах. К учению Каббалы не редко обращались оккультные писатели и "эзотерические христиане". Среди них можно выделить Сен-Мартена, Элифаса Леви, Блаватскую, Анни Безант. В магических заклинаниях и обрядах часто используются каббалистические термины.
Если оценивать учение Каббалы с библейских полиций, то сразу же надо констатировать, что кабалистическое учение о Боге весьма далеко от положений Ветхого Завета. Эйн Соф, существо, лишенное атрибутов личности, является принципом непознаваемой, безликой воли.
Учение об эманациях представляет собой искусственную философскую конструкцию, навязанную Писанию, а не выведенную из него. Эманации выдуманы в попытке заполнить брешь между трансцендентальным, непознаваемым Богом иудаистов и вещественностью окончательного творения.
Вообще говоря, каббалисты весьма странно и чрезвычайно свободно толкуют Ветхий Завет, рассчитывая таким манером обнаружить в нём скрытое значение и эзотерические истины. Гематрия, нотарикон и темурах представляют собой технику, не имеющую под собой ни библейского, ни логического основания. Эти методы полностью субъективны, их использование ведёт к бессмыслице.
Вместе с тем, Каббала – весьма впечатляющая мистическая система. Составляющие её элементы варьируют в широких пределах, а иногда даже противоречат один другому. Какой именно вариант следует считать истинным?
Считается, что только посвящённый может вполне постичь тайное учение Каббалы. Количество возможных «посвящённых» изначально ограничено "Сынами Завета", то есть прямыми потомками (в физическом смысле) Авраама, Исаака и Иакова.
|