Критерием нравственности является непоколебимая вера в Аллаха. Во имя верности и послушания воле Аллаха человек должен быть готов пойти на любые жертвы, в том числе и на самопожертвование. Это и есть высший нравственный долг мусульманина, моральный закон его жизни, который можно сформулировать так: “Поступай таким образом, чтобы твой поступок был угоден Аллаху и одобрен им”.
Коран фактически отождествляет духовность с моралью, не допускает рассмотрения морального вне духовного, поскольку всё духовное и праведное (истинное, доброе, нравственное) в конечном итоге концентрируется в Аллахе, а всё неправедное- в человеке.
Нравственным идеалом для мусульманина является пророк Мухаммед, а его жизнь - неподражаемым нравственным образцом. Именно за высокие нравственные достоинства, великий ум и духовную одарённость Аллах сделал Мухаммеда своим пророком.
Другая священная книга ислама - Сунна - отмечает те высокие нравственные качества, которые характеризовали Мухаммеда с юности и до конца жизни. Он был трудолюбив, скромен, честен, надёжен в любом деле, предан в дружбе. Он всегда был готов придти на помощь другому человеку и поделиться с ним последним. Он не пил, не курил, не уличался в прелюбодеяниях, был примерным мужем и отцом. Перед смертью он роздал всё своё имущество бедным, а своих рабов отпустил на волю. Поэтому авторитет пророка в глазах мусульман непререкаем и можно утверждать, что крепость моральных устоев ислама держится в значительной мере именно на нравственном примере Мухаммеда. Это фактически второй после Корана источник исламской морали.
Более или менее концентрированное выражение моральных требований ислама получили выражение в Шариате - ещё одной священной книге мусульман. В ней определены основные нормы взаимоотношений человека в семье и обществе. Они служат неким гарантом одинаковости поведения верующих в той или иной жизненной ситуации, дисциплинируют их. Закон Шариата суров, наказания за безнравственность строги и бескомпромиссны.
В отличие от морали других мировых религий, моральная система ислама обращена, прежде всего, на практическую сторону, моральную практику, поэтому её с полным правом можно назвать моралью нормы, которая при определённых условиях легко превращается в формализм. Но если этих условий нет, то простота и понятность нравственных требований (норм), их заземлённость, вплетённость в повседневную жизнь и быт верующих даёт положительные результаты, порождает веру в их силу и жизненность. Эта вера и сознание нравственных норм ислама надёжно охраняют мусульманина от влияния на него иных моральных систем, аморализма современной западной цивилизации и укрепляют их религиозное единство.
Моральная система христианства может быть с полным правом названа вершиной религиозной морали, ибо ни одной из исторически известных религий мира не удалось подняться на ту захватывающую дух нравственную высоту, которую обозначил в своих проповедях Иисус Христос.
Главную слабость предшествующей христианству религиозной морали Христос увидел в том, что она не смогла решить проблемы зла в жизни людей и не пошла дальше известного языческого принципа: “око за око, зуб за зуб”, т.е. признала как безысходность борьбу со злом с помощью только зла. Фактически она расписалась в своём бессилии перед злом.
Ближе всех в дохристианскую эпоху к решению проблемы зла мира подошёл Будда. Он хорошо понял глубину и значение этого кардинального вопроса нравственной жизни и пришёл к выводу, что нельзя выйти из порочного круга зла, если отвечать злом на зло. Но он не пошёл дальше этого вывода и призвал своих учеников лишь к непротивлению злу.
|