Решение проблемы зла, предложенное Христом, было неожиданным: “Зло мира может победить только любовь”. В противостоянии злу любовь парализует силу зла, разрушает его стержень - ненависть. Сила и реальность нравственной формулы Христа: “зло побеждается любовью” была подтверждена им своей земной жизнью. Покидая этот мир, он сказал на прощание ученикам: “Я победил мир.”(Ин. 16,33) ИЗ чего следует, что если он победил мир, то победил вместе с этим и зло этого мира, который “лежит во зле”. “Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф., 5,44) - и вы победите зло”, - утверждал Христос.
Объявив о победе над миром и злом его, Иисус открыл новые горизонты для нравственного совершенствования человечества. Он дал возможность понять, что нравственные силы человека раскрыты ещё далеко не полностью, что он способен на большее и потому обязан подняться на новую высоту нравственного уровня и таким образом приблизиться к своему идеалу - образу Божию
Развитие теории и практики морали христианством, естественно, не ограничивается решением проблемы зла. В нём получили дальнейшее развитие самые кардинальные проблемы морали. Обратимся, в рамках возможностей нашей статьи, к наиболее традиционным из них.
Начнём с неприятия и осуждения Христом формализма в морали. Предшествующие христианству религиозные моральные системы строились фактически на нормативной этике. Это были системы моральной нормы (не убий, не укради, не прелюбодействуй и т.п.), которые часто не стыковались с духовной стороной веры или даже вступали с ней в противоречие. По причине этого моральная норма начинала поражаться формализмом и превращалась в свою противоположность. Об этом очень убедительно говорит Иисус фарисеям (Мф., 12). Он говорит в частности о том, что по “закону” суббота должна быть отдана Богу, но это не значит, что в субботу нельзя совершать добрых дел (вытащить овцу, упавшую в яму, излечить больного, собирать колосья, если ты голоден и т.д.). Но фарисеи, формально встав на букву “закона”, забыли о его нравственной составляющей, омертвили его.
Такой подход к “закону” неизбежно порождает лицемерие в морали, двойные стандарты и безответственность. В морали, учил Христос, должен утверждаться дух её, а не буква. Нравственный поступок должен быть следствием внутреннего духовного позыва и порыва. а не результатом формального исполнения внешнего требования, не пропущенного через мысли и сердце. Стержнем морали должна быть не сила внешнего закона, а сила внутренней духовной потребности.
Мораль и духовность, по учению Христа, находятся в неразрывном единстве. В этом единстве они и создают, формируют человека как подобие Божие. В нём они и открывают человеку путь в Царство Небесное.
Единство Духа и Морали есть один из основополагающих принципов христианской нравственности. Именно принцип, а не норма заложены в её основание. Именно в принципе нравственные требования выражены в наиболее обобщённом виде.
Если нравственные нормы предписывают то, какие конкретные поступки должен совершить человек в тех или иных обстоятельствах, то нравственные христианские принципы любви, человеколюбия, воздаяния, праведности и т.д. раскрывают общее направление нравственных требований (норм), выражая суть христианской нравственности и её принципиальное отличие от предшествующих её религиозных моральных систем.
Именно принципы христианской морали позволяют понять истоки нравственности, сущность и предназначение человека, смысл его жизни. На их основе формируются нормы нравственного поведения христианина, его нравственные качества.
Другое по темеРелигия и религиоведение
Что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл
и сущность? Каковы причины живучести этого социального феномена? Ответить на
такие вопросы нелегко. На протяжении многих веков лучшие умы человечества
стремились найти ...
|