Деструктивные религиозные организации в России
Н.В. Кривельская, доцент, кандидат юридических наук, А.Т. Гиламов, соискатель РАГС при Президенте РФ Характерные признаки, понятия, классификация
Конституционные гарантии права на свободу совести и вероисповедания, на свободу выбора религии открывают самые широкие возможности для создания верующими людьми религиозных объединений. При этом их доктрины и деятельность могут иметь, о чем свидетельствует тысячелетний опыт истории человечества, как конструктивный, высший духовно-нравственный смысл, так и деструктивную, асоциальную направленность. Например, религиозные организации Русской Православной Церкви отличаются законопослушностью. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Юбилейным Архиерейским Собором в августе 2000 года, говориться, что «Церковь не только приписывает своим чадам повиноваться государственной власти независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее». При этом документ исходит из представлений о нравственном смысле государства в ограничении зла и поддержки добра. Но Церковь считает себя в праве отказать государству в повиновении, «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям».
Вместе с тем, свободой вероисповедания в России, ставшей одной из примет проводимых властями «демократических реформ», воспользовались определенные силы в стране и за рубежом далеко не в благовидных целях. В этой связи Патриарх Всея Руси Алексий II был вынужден признать: «Против России ведется настоящая война». Это мощная индустрия растления, порнография, секс, распространение разных ересей, обращение людей в другую веру, морально-психологическое разоружение армии и народа .
Произошло целое нашествие деструктивных религий. На территории России появились новые, нетрадиционные, сектантские образования религиозного толка. Вышли из подполья и религиозные организации, деятельность которых была запрещена. В страну нахлынули миссионеры и проповедники со всех частей Света, представляющие различные группы и секты и действующие с антигосударственных, антиобщественных, аморальных позиций. И только спустя десять лет беспредела властями была осознана опасность противоправной деятельности зарубежных религиозных организаций в нашей стране. В Новой редакции Концепции национальной безопасности России (10 января 2000 г.) указывалось на необходимость оказывать противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров, а также «экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств» .
Следует отметить, что для деструктивной деятельности религиозных объединений в России существуют определенные сопутствующие предпосылки, сложившиеся в силу длительной атеизации советского общества и утратой ценностных ориентиров, смысла жизни у значительной части россиян уже в постсоветское время. Сознание многих людей оказалось расщепленным, незащищенным от тлетворного влияния средств массовой информации, разного рода проповедников и сектантов. Подавлено восприятие реальности угрозы со стороны новых религиозных объединений деструктивного и оккультного характера. Угрозы реально существуют, формируются, а субъекты безопасности, да и объекты тоже, не осознают надвигающейся катастрофы.
По мнению И.Н. Кудинова , «религиозный ренессанс», переживаемый в России, остается во многом внешним и поверхностным, практически, не затрагивающим более глубоких слоев сознания. Не религия побеждает в России атеизм, но религия и атеизм отступают перед ростом мировоззренческой неопределенности, парарелигиозных верований, религиозного синкретизма и идейной эклектики.
Критериями обеспечения и поддержания высокой степени религиозной безопасности могут выступать, с точки зрения И.Н. Кудинова:
– наличие среди верующих единства во взглядах на вопросы вероучения, культа и организационного устройства церкви;
– доверие верующих своим религиозным лидерам;
– наличие условий для сохранения и роста численности религиозной организации;
– отсутствие существенных противоречий с другими религиозными организациями и противоречий с государством;
– отсутствие в религиозной сфере жизни общества проявлений религиозного экстремизма;
– наличие между религиозными организациями отношений взаимоуважения и сотрудничества;
– отсутствие в обществе социально опасных религиозных организаций;
– наличие в государстве хорошо разработанной правовой базы, регулирующей государственно-церковные отношения и ограждающей общество от различного рода опасностей со стороны религиозных организаций.
Превращение религии в значимый фактор жизни современного российского общества сопровождается складыванием в религиозной сфере новой системы противоречий, которые оказывают воздействие на всю систему национальной безопасности страны. Прежде всего на такой ее вид, как духовная безопасность. Исходя из этого, мы полагаем, что с критериями обеспечения безопасности в религиозной сфере, предложенными И.Н. Кудиновым, можно согласиться только отчасти. Мы же придерживаемся критериев, заложенных в статье 11 части 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Государственная регистрация религиозных организаций предусматривает представление сведений в орган юстиции об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе:
|