– об истории возникновения религии и данного объединения;
– о формах и методах его деятельности;
– об отношении к семье и браку;
– об отношениях к образованию;
– об особенностях отношения к здоровью последователей данной религии;
– об ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;
– документ, подтверждающий место нахождения (юридический адрес) создаваемой религиозной организации.
Названные позиции вполне можно признать критериями, действительно обеспечивающими защиту интересов личности, особенно решившей выбрать для вероисповедания ту или иную нетрадиционную религию. Таким образом выстраивается государственная правовая защита с самого момента регистрации.
Другой вопрос, этот перечень не является исчерпывающим. С нашей точки зрения, он может быть дополнен такими позициями, как забота о нетрудоспособных родителях, доступ к культурным ценностям, информации, доступ к правосудию, обязанность платить законно установленные налоги и сборы, участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (избирать и быть избранным). Данные критерии являются основополагающими для личности, общества и государства и составляют предметы национальной безопасности.
Гарантированная Конституцией РФ свобода деятельности религиозных объединений не означает, что эта свобода носит неограниченный характер, что их деятельность может быть сопряжена с посягательствами на личность, права и свободы граждан, на конституционный строй Российской Федерации или с иными нарушениями законодательства.
В дореволюционной России до 1905 года в соответствии с циркуляром её МВД «О распределении сект по степени их вредности» было три уровня оценки противоправности культов зла:
– особо вредные;
– вредные;
– менее вредные.
С 1905 по 1917 годы в МВД России официально существовала категория «изуверские секты», также квалифицированные как враждебные государству, в отношении которых применялись специальные правозащитные запретительные, контролирующие и профилактические меры.
В современном западном и отечественном светском религиоведении часто используют системы классификации, подразделяющие совокупность вероучений на группы с упором на исторические, этнокультурные и этногеографические признаки, к примеру:
– восточные религиозные учения (индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство);
– иудейство;
– западное христианство (Римская церковь, реформация);
– восточное христианство;
– ислам;
– новые вероучения.
Однако за пределами таких систем классификации оказываются: огромное число оккультно-мистических движений и объединений; разнообразные сатанистские и демонические вероучения; традиционные местные языческие и неоязыческие вероучения; псевдорелигиозные культы (в том числе криминальные); пограничные между духовностью и психикой явления и т.д.
Мы придерживаемся иной современной классификации и перечня действующих в России религиозных объединений, которые относятся экспертами к разряду однозначно деструктивных или деструктивных с большой вероятностью, опубликованных в справочной литературе :
1. Деструктивные религиозные организации восточной ориентации:
«АУМ синрике», «Международное общество сознания Кришны», «Сахаджа-йога», «Бахаи», «Брахма Кумарис, «Академия йоги», «Белый голос», группы последователей Шри Чинмоя, «Трансцендентальная медитация», группы последователей Радж-ниша (Ошо), «Миссия божественного света», «Институт знания о тождественности» и т.п.
2. Деструктивные религиозные организации западной ориентации (псевдохристианские):
«Свидетели Иеговы», «Богородичный центр», муниты, мормоны, «Семья» (Д. Берг), «Церковь откровения» Лазаря Каширского, «Церковь Христа» («Бостонское движение»), «Новоапостольская церковь», «Слово жизни» (Лайфспринг»), «Живой поток» («Церковь свидетеля Ли») и т.п.
3. Деструктивные религиозные организации оккультной или языческой ориентации:
«Белое братство», «Церковь последнего завета» (последователи Виссариона), движение «Нью эйдж», группы последователей Карлоса Кастанеды, «Сатори» (А. Суворовой), «Новый акрополь», ряд теософских и антропософских групп, «Внутренний круг» последователей П. Иванова, неоязыческие группы и т.п.
4. Деструктивные сатанистские культы:
«Российская церковь сатаны», «Зеленый орден», центр «Юнивер», «Белые ангелы», «Черный лотос», «»Церковь саентологии», «Южный крест» (Московская церковь сатаны»), «Нави», «Черный ангел», «Черное братство», «Крысятницы», неоязыческие группы сатанистского толка, демонические группы, «Синий лотос», братство «Мадра» и т.п.
В настоящее время большинство специалистов по религиям не ставят прямой вопрос о классификаторах, а излагают сведения о различных вероучениях и религиях в каком-либо ими выбранном порядке, иногда просто применяя алфавитный принцип упорядочивания. Однако и здесь сложились определенные традиции, тяготеющие к специфике вероучений. Например, православные специалисты по религиям обычно вначале описывают католицизм, затем протестантские конфессии и отколовшиеся от них культы. Заканчивают же изложением особенностей наиболее деструктивных эклектических вероучений вплоть до сатанистов и явно демонических культов. Много внимания уделяется оккультно-мистическим течениям.
Другое по темеХристианство и римская империя. Гонения
Официальные церковные историки от Евсевия Кесарийского до наших дней всегда рассматривали
конфликт между властями Римской империи и христианскими общинами первых трех веков
как развертывание своего рода священного процесса нас ...
|