Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

О социальных функциях церкви
Страница 3

В условиях обострившейся в 90-е годы политической борьбы законодательной и исполнительной власти церковь, к сожалению, отнюдь не являлась нейтральной и поддержала противозаконные и аморальные, на наш взгляд, действия Президента. Алексий II , как и иерархи других церквей, не возвысил свой голос протеста против кровавой расправы с парламентариями в октябре 1993 г. РПЦ одобрила обе русско-чеченские войны, хотя они привели к гибели тысяч военных и гражданских лиц. Свою политическую линию РПЦ обычно обосновывает известным христианским положением о том, что "нет власти не от бога".

Анализ современной религиозно-политической ситуации свидетельствует о том, что установленное Конституцией отделение церкви от государства приобретает чисто формальный характер. По существу, происходит сращивание последних. Однако, согласно Библии, Христос предупреждал против слияния власти мирской и власти духовной: "Воздайте кесарю кесарево, а Богу — Божие". "В государственном мундире, — писал В. Соловьев, - церковь перестанет быть сама собой и превратится в Министерство вероисповедания и треб" [9|.

При этом РПЦ неизменно утверждает, что она находится вне политики, не придерживается никакой политической идеологии, не участвует в политической деятельности государства и общества, ибо все это - мирская сфера жизни, не имеющая отношения к духовной сфере, в которой действует церковь. В обращении Архиерейского Собора Русской Православной церкви (апрель 1992 г.) сказано: "Участвуя в общественной жизни, церковь имеет лишь одно устремление - проповедовать Христа словом и делом, заботиться, чтобы жизнь народа была устроена в мире, любви и справедливости. Церковь не связывает себя ни с каким общественным или государственным строем, ни с какой политической силой, она над "правым" и "левым" и поэтому может вести диалог с любыми общественными движениями, ища их примирения и объединения в служении благу людей" |10|. В решениях Собора 2000 г. этот тезис сохраняется. Аналогичная концепция была одобрена на Втором Вселенском Соборе католической церкви еще в 1962 г.: "церковь не связана ни с какой формой человеческой культуры, особой политической, экономической или социальной системой" [11 J . "Отмежевание религии от политики, - справедливо отмечает немецкий теолог Ю. Мольтман , - само по себе политика и не самая лучшая, ибо исходит из правого лагеря, хотя и рядится в либерально-демократические одежды" [ 12]. Церковь также учитывает политическую неоднородность своих верующих, примыкающих к различным политическим партиям или сочувствующих им. Открыто становясь на сторону одного направления, она рискует утратить доверие сторонников другого направления.

Отметим, что русская православная церковь не восприняла постмодернистские тенденции, проявившиеся в зарубежном христианстве, особенно в его протестантской ветви, направленные на коренной пересмотр традиционной поддержки церковью буржуазного государства. Известный немецкий теолог И.Б. Мец называет религию своего времени буржуазной религией и требует "освобождения Христианства из буржуазного плена, чтобы войти в новую постбуржуазную эру и проявить в ней свою вдохновляющую роль". Он видит в Христианстве социальную опору правящих классов, оказывающих определяющее влияние на церковь. "Христианство потеряет себя, - утверждает богослов, - если не осознает, что стало опиумом для неимущих классов" 113]. Церковь должна учитывать духовный переворот, происходящий в сознании верующих, отход части их от буржуазии и ее идеологического влияния. И.Б. Мец , как и его единомышленники, видят глубокую пропасть между верхами и низами общества. Видные деятели христианской церкви открыто и самокритически признали многолетние укоренившиеся пороки и ошибки церкви, ее иерархов и богословов. Огромное впечатление на мировое общественное мнение произвела произнесенная в Ватикане покаянная речь папы Иоанна-Павла II в феврале 2000 г. [14]. Он признал существенную вину католической церкви перед своими верующими за то, что она была далека от жизненных интересов трудящихся слоев, страдавших от бедности и нищеты и не встречавших поддержки со стороны своей церкви.

В многочисленных публичных выступлениях патриарха РПЦ но самым разнообразным вопросам нет ни одного требования к правительству, парламенту но вопросам улучшения положения трудящихся, о недопущении принятия 'законов, ущемляющих их интересы (новый Кодекс о труде, социальное страхование, пенсионное обеспечение и др.). Напротив, из уст патриарха не раз исходили призывы к профсоюзам, другим общественным организациям относительно недопущения акций публичного протеста, митингов и других проявлений активности людей.

Выражением взглядов и настроений значительной части верующих и духовенства явилось возникшее в последние годы в лоне Русской Православной Церкви национально-патриотическое направление, выступающее против сращивания верхушки патриархии с государственной властью, что ведет к утрате церковью ее моральных принципов, влияния на верующих и подрыву авторитета церкви в обществе и за рубежом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме

Проблема истоков: иудаизм и христианство в свете последних открытии
И стория христианской религии насчитывает теперь уже две тысячи лет, однако ее идеологические и ритуальные истоки можно обнаружить примерно за столетие до начала новой эры. Наряду с буддизмом и мусульманством христианство ныне ...