Преподобные Геннадий и Никифор Важеозерские
Коняев Н. М.
Память преподобного Геннадия — 8 января.
Память преподобного Никифора — 9 февраля.
Как часто в духовном пространстве икон, как и перед очами Божьими, рядом стоят подвижники, которые в земной жизни и не встречались друг с другом…
Таковы и святые Геннадий и Никифор Важеоозерские.
Рядом стоят они на иконе, рядом стоят и в "Олонецком патерике", составленном архимандритом Никодимом.
Рядом стоят эти святые и в нашей духовной истории… 1.
И Геннадий, и Никифор важеозерские были учениками святого Александра Свирского, оба они, хотя и в разное время, совершали иноческие подвиги на озере Важе, из которого вытекает река Важинка, впадающая в Свирь…
"Блажен тот, кто от юности возлюбил Господа и последовал Ему: взял крест и пошел за Христом!" — начиная рассказ о преподобном Геннадии, пишет архимандрит Никодим.
Геннадий в числе первых учеников пришел к Александру Свирскому, и здесь, на берегу Святого озера, он прошел великую школу смиренномудрия, а когда почувствовал достаточные духовные силы, удалился в затвор. На берегу Важского озера устроил себе пещеру и подвизался одиноким пустынником, подобно своему великому учителю, вплоть до своей кончины 8 января 1516 года.
Вполне вероятно, что в земной жизни преподобный Никифор никогда не встречался со своим предшественником. Когда он пришел в монастырь Александра Свирского, преподобный Геннадий уже удалился в затвор на Важское озеро .
Скорее всего, никакого личного общения между двумя основателями Задне-Никифоровской пустыни не было, но так ли уж и необходимо личное общение, если есть общение молитвенное?
Причем в случае с Никифором и Геннадием Важеозерскими эта истина как бы обретает некое материальное воплощение .
В самом деле .
Никифор ведь родился и вырос в селе Важины, стоящем на Важинке, что вытекает из Важского озера, на берегу которого и совершал свои молитвенные подвиги Геннадий Важеозерский и, получается, что в детстве и юности Никифор пил эту намоленную преподобным Геннадием воду, омывался ею . И может быть молитвы важского затворника и определили жизненный путь его более молодого соратника.
Будучи еще совсем молодым человеком, Никифор почувствовал призвание к монастырской жизни и в 1510 году, пришел в обитель Живоначальные Троицы. Подобно Геннадию под руководством святого Александра Свирского постигал он науку стяжания Святого Духа.
Житие говорит, что Никифор всегда первым являлся в церковь и последним уходил. Церковные службы, монастырские правила и послушания проходил он с удивительным терпением, смирением и незлобием.
Не довольствуясь постом и бдением, инок изнурял себя тяжелыми веригами — носил их на голом теле. Весили эти вериги более двадцати килограммов.
Видя такие подвиги, братия прославляла Бога, но Никифор всячески избегал похвал и скоро попросил Александра Свирского благословить его идти в Киев на поклонение святым Печерским угодникам.
Преподобный Александр отговорил своего ученика от этого паломничества и посоветовал прежде сходить в обитель Воскресения Христова к преподобному Кириллу, игумену Новоозерскому, побеседовать с ним о монашеской жизни и поучиться монастырскому уставу. 2.
Об этом путешествии преподобного Никифора нужно рассказать подробнее, поскольку в нем в зримой полноте явлена "учительская благодать" святого Александра Свирского…
В те далекие времена на Руси не было почтовой службы и наши святые предпочитали переписке молитвенное общение.
Другое по темеБуддизм и синтоизм в Японии
Индийская и китайская цивилизации на протяжении веков
оказывали немалое воздействие на соседние страны и народы. И хотя это влияние имело
разносторонний характер, а на периферии упомянутых двух мощных культурных
центров ощущало ...
|