Будущий русский митрополит родился в Москве. Его крестным отцом стал сын Даниила, княжич Иван, будущий князь Иван Калита, тогда еще отрок. В Житие святого рассказывается, что в возрасте двенадцати лет в отроком произошел чудесный случай. Однажды мальчик расставлял в поле силки для ловли птиц. Он случайно уснул и во сне услышал голос: "Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом человеков". Пробудившись, отрок очень удивился, но с этого времени задумался над своей жизнью и решил стать монахом. Он выучил грамоту и греческий язык, хорошо изучил Священное Писание. В двадцать лет он принял иноческий постриг в московском Богоявленском монастыре. В монашестве ему было дано то имя, которое он слышал во сне — Алексий.
http://jaljuzi.ru/ умные шторы с электроприводом: с дистанционным управлением шторы. Двадцать лет провел Алексий в монастыре. Около 1333 г. московский великий князь Семен Иванович и тогдашний митрополит Феогност привлекли его к управлению Русской Церковью. В 1340 г. Алексий был поставлен митрополичьим наместником во Владимире. В 1352 г. его возвели в сан епископа Владимирского. Тогда же великий князь и митрополит направили к Константинопольскому патриарху грамоту, с просьбой поставить Алексия в митрополиты Киевские и вся Руси после смерти Феогноста. Через год послы вернулись с положительным ответом. К этому времени, от эпидемии чумы умерли Семен Иванович и Феогност. По завещанию великого князя Алексий стал советником его братьев Ивана и Андрея.
В 1353 г. Алексий отправился в Константинополь, где провел около года. 30 июня 1354 г. патриарх Филофей утвердил Алексия в сане митрополита Русского. Но этому времени единая некогда Русская митрополия оказалась разделенной надвое. Чуть ранее, другим патриархом на Русскую митрополию был утвержден еще один митрополит — Роман. В 1355 или 1356 гг. Алексий снова ездил в Константинополь для решения споров с Романом. Было решено, что Алексий останется митрополитом "всея Руси", а Роману достались литовские и волынские епархии. Но распри с Романом продолжались до его смерти в 1362 г.
На обратном пути из Константинополя корабль Алексия попал в жестокую бурю на Черном море. Алексий усердно молился и дал обет: если он спасется, то построит в Москве церковь. Буря прекратилась. А в 1360 г. митрополит Алексий исполнил обет: на берегу реки Яузы он устроил храма монастырь в честь Спаса Нерукотворного. В создании монастыря ему помогал ученик Сергия Радонежского Андроник, а монастырь по его имени называется Спасо-Андрониковым.
В 1357 г. митрополит Алексий ездил в Орду по приглашению хана Джанибека. Царица Тайдула лишилась зрения и пожелала, чтобы Алексий исцелил ее. Житие митрополита рассказывает, что 18 августа, в день отъезда, в Москве случилось чудо: в Успенском соборе перед гробом святого митрополита Петра сама собой загорелась свеча. Алексий разделил свечу и одну часть раздал ее народу, а другую взял с собой. В Орде, возле больной царицы, он помолился и зажег привезенную из Москвы свечу. Затем окропил Тайдулу освященной водой — и та тотчас прозрела.
Вскоре Алексию вновь пришлось ездить в Орду. Пришедший в результате переворота к власти хан Бердибек потребовал от русских князей огромной внеочередной дани. Митрополит постарался укротить ярость хана. Сохранился ярлык, выданный Бердибеком Алексию, подтверждающий освобождение Русской Церкви от даней и поборов.
А в память о чудесном исцелении царицы Тайдулы, в 1365 г. митрополит Алексий заложил в московском Кремле монастырь во имя Чуда архистратига Михаила, бывшего в Хонех. Этот монастырь, известный под именем Чудова монастыря, просуществовал до 30-х гг. XX в.
В начале 1359 г. Алексий отправился в Киев, но был схвачен литовским князем Ольгердом. Ольгерд заключил Алексия под стражу, отнял все имущество и даже грозился убить. Но Алексию удалось бежать. В Москву он вернулся в 1360 г.
За время его отсутствия, в 1359 г. умер великий князь Иван Красный, завещав престол девятилетнему сыну Дмитрию Ивановичу. Опекуном над сыном он назначил митрополита Алексия. В течение последующих лет Алексий становится фактическим руководителем московского правительства. Дмитрия Ивановича он воспитывал как смелого воина и мудрого политика, способного объединить русские земли и организовать отпор Орде.
В начале 60-х гг. митрополит Алексий сделал все, чтобы Дмитрию Ивановичу достался ярлык на великое княжение. Алексию удалось убедить нижегородско-суздальского князя Дмитрия Константиновича отказаться от претензий на великокняжеский стол и в 1362 г. Дмитрий Иванович стал великим князем. Позднее митрополит поддержал великого князя в его борьбе с Тверью.
Алексий увещеваниями или же решительными действиями мирил враждующих князей. Когда князь Борис отнял у своего брата Нижний Новгород, Алексий потребовал от него приезда в Москву. Тот отказался. Тогда священники, посланные Алексием, "затворили церкви" в Нижнем Новгороде и вынудили Бориса вернуть брату город. Всячески поддерживал митрополит Алексий и деятельность Сергия Радонежского. Еще в 1353–1354 гг., при поддержке константинопольского патриарха Филофея, Алексий предложил троицким инокам принять устав общежительского монастыря. Затем ученики Сергия Радонежского во второй половине XIV — начале XV вв. основывают несколько новых монастырей, самыми известными из которых стали Симоновский и Спасо-Андроников в Москве, Высоцкий в Серпухове, Благовещенский на Киржаче, Кирилло-Белозерский под Вологдой. По идее митрополита Алексия, озабоченного установлением на Руси духовного и политического единства, общежительские монастыри должны были стать центрами, из которых на всю Русь проливался бы свет христианского благочестия. Кроме того, ориентированные на Москву, эти монастыри способствовали бы усилению политического единства. К тому же, распространение общежительских монастырей должно было способствовать возрождению общинных идеалов, и, следовательно, распространению идеи единства. А устроенные как настоящие крепости, монастыри выполняли и военно-оборонительные функции. Как показала дальнейшая история, митрополит Алексий оказался прав — духовно-политическая жизнь Русского государства во многом строилась вокруг вновь основанных монастырей.
Другое по темеБуддизм в Индии
Буддизм, как и джайнизм, был реакцией небрахманских слоев
древнеиндийского населения на брахманизм. Системы санкхья, йога, веданта своими
доктринами и практическими рекомендациями создали в середине I тысячелетия до
н.э. достат ...
|