Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Соборность иконообраза
Страница 3

Соборное иконичное единение искусств, достигнутое в Святой Литургии, раскрывается человеку во всем своем совершенстве и глубине при двух условиях. Во-первых, человек призван участвовать в богослужении, а не просто присутствовать на нем; художественный строй храмового священнодействия так же, как и само таинство Божественной Литургии, рассчитан, на участника, а не на зрителя. Во-вторых, в идеале человек должен воспринять храмовое богослужение во всем его объеме, во всем многообразном соборном единстве составляющих его частей. Нарушение первого условия ведет к тому, что церковное искусство и богослужение лишаются своего богочеловеческого реализма, антиномичного присутствия неба на земле и видятся как некое театральное действие; нарушение второго условия ведет к тому, что распадается соборность — "полнота и завершенность художественного целого". В соборном иконичном единстве храмового искусства все гармонично связано друг с другом и, более того, — соподчинено, а потому "не существует, или по крайней мере ложно существует, взятое порознь" — пишет о. Павел Флоренский. Например, икона в музее существует "ложно", ибо она воспринимается вне ее живой органичной связи с иконообразами других видов искусства, она вырвана из естественного для нее соборного богослужебного контекста, она "не участвует" в богослужении, лишена почитательного, благочестивого, молитвенного отношения к себе. Немаловажно и то, что вместо свечей и лампад ее освещает электрический свет, убивающий краску, нарушающий "равновесие цветовых масс". Такое "ложное" существование приобретает любой вид церковного искусства, насильственно вырванный из соборного иконичного единства православного храма.

Соборность иконообраза проявляется также в том, что он является плодом соборного церковного творчества. Как уже отмечалось, согласно VII Вселенскому Собору, истинными творцами икон (иконообразов) признаются Св. Отцы: они предписывают иконописцам как следует в соответствиии с соборным разумом Церкви писать ту или иную икону. Но соборно творчество и мастеров-иконников. Отец Павел Флоренский пишет: " .Икона, даже первообразная, никогда не мыслилась произведением уединенного творчества, она существенно принадлежит соборному делу Церкви, и даже если бы по тем или иным причинам икона была от начала до конца написана одним мастером, то какое-то идеальное соучастие в ее написании других мастеров подразумевалось". Тем более соборна икона в случае разделения труда — при участии в ее написании нескольких иконников: " .В иконе — главное дело в незамутненности субъективным соборно передаваемой истины; и если вкрадывающиеся субъективные трактовки будут в иконе взаимно уравновешены, если мастера будут взаимно поправлять друг друга в непроизвольных отступлениях от объективности, то это-то и требуется". Соборность иконописного искусства вначале породила лицевые и толковые подлинники, которые стали со временем важным фактором поддержания соборности иконописания. В литургичной соборности иконообраза ярко проявляется еще одна его характерная черта — синергийность.

Примечания

1. Особенность Божия Единства состоит в том, что оно является причиной, источником и двигательной силой всей множественности тварного мира, Оно ее содержит и совершенствует, но при этом Оно не делится, в Нем ничего не изменяется, не убывает, не истощается. Св. Дионисием эта черта божественного Единства выражена в антиномичных понятиях: "Оно (Богоначалие) соединенно разделяется, умножается единично и увеличивается многократно, от единства не отлучаясь".

2. Отец Павел Флоренский позже назвал это "творчеством по существу" и "творчеством по подобию". Можно было бы также сказать "искусство подобосущия" и "искусство Единосущия".

3. Св. прав. Иоанн Кронштадтский говорит о том же самыми простыми словами: "Церковь храмом и Богослужением действует на всего человека, воспитывает его всецело: действует на его зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, на воображение, на чувства, на ум и волю благолепием икон и всего храма, звоном, пением певчих, кадильным фимиамом, лобзанием Евангелия, креста и святых икон, просфорами, пением и сладкозвучным чтением писаний".

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме

Религия в древнем Китае
Если Индия – царство религий, а религиозное мышление индийца насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай являет собой цивилизацию иного типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли значительно боль ...