Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Соборность иконообраза
Страница 2

Искуство всегда стремилось к органичному единению своих видов и родов, но, согласно Н.Ф. Федорову, в античных мистериях, или позже, например, в немецкой музыкальной драме (Р.Вагнер), был достигнут лишь иллюзорный "синтез искусств". Священное искусство предполагает свое реальное соборное пребывание в храме, живую жизнь в богослужении. Особую роль в соединении искусств русский мыслитель отводил храму, который есть "изображение мироздания". Свою высокую задачу храм выполняет, конечно, только вместе с богослужением: " .Храм есть изображение неба, свода небесного, с изображенными на нем поколениями умерших, как бы ожившими . В божественной службе все эти небожители объединяются в одно целое со служащими в храме и предстоящими (еще живыми), — в божественной службе все, — умершие и живые, — составляют одну Церковь". Соборное единение искусств, по мысли Федорова, придает храмовому богослужению особую силу и широту. Богослужение выходит за пределы храма и претворяется во "внехрамовую Литургию", охватывая собой весь мир, всю Вселенную, а земля становится престолом для совершения "космической Литургии".

Законченная и стройная концепция "синтеза искусств" принадлежит Вячеславу Иванову. Другим путем поэт и мыслитель приходит к тому же выводу, что и Н.Федоров: соединение искусств "может быть только литургическим . В богослужении, и только в богослужении, находят системы искусств свою естественную ось", так как именно богослужение, пронизанное реальным богочеловеческим двуединством, способно возводить туда, где "все — одно Слово". Богослужение дает человеку давно найденное и веками опробованное соборное единение всех видов искусств, и только утеря живого онтологичного, иконичного восприятия Литургии заставила художников, поэтов, композиторов "серебряного века" русской культуры искать нового вида или способа синтеза искусств вне храма, вне богослужения, вне Церкви.

Наиболее полно и подробно проанализировал богослужение с точки зрения единства искусств о. Павел Флоренский. Он выделяет основные виды церковного искусства и вспомогательные. К основным он относит зодчество, стенопись (фрески), иконопись, вокальное искусство и церковную поэзию вместе с искусством ее чтения, сохранившим "особенности древнего распевного способа" произношения. Заслуга о.Павла Флоренского состоит в максимальном расширении понятия "искусство", включением в него всех, условно говоря, "вспомогательных" элементов богослужения. Так, он говорит об "искусстве огня", т.е. освещении храма и икон живым, естественным светом лампад и свечей; "искусстве дыма", т.е. о повторяющихся в течение богослужения каждениях храма, икон, молящихся; "искусстве запаха", связанном с каждением, с использованием елея и других благовоний; "искусстве одежды", проявляющемся в "игре и переливах складок драгоценных тканей" при движении священников и сослужащих; о "своеобразной хореографии", проступающей в размеренности церковных движений при входах и передвижениях священников и других церковнослужителей в алтаре и по храму. "Даже такие подробности, — пишет Флоренский, — как специфические прикосновения к различным поверхностям, к священным вещам различного материала (дерево и краски икон, золото, серебро или медь Святого Креста и окладов, бархат Евангелия, маслянистость елея, хлеб и вино Святых Даров) . притом прикосновение чувствительнейшей из частей нашего тела, губами, — входит в состав целого действа как особое искусство, как особые художественные сферы, например, как искусство обоняния .". В заключение Флоренский говорит об "искусстве печения просфор", различающемся от монастыря к монастырю, от храма к храму и имеющем свои "неведомые секреты".(3) Горизонтальный уровень соборности иконообраза — не самоцель. Чем большее единение между иконообразами достигнуто в горизонтальном плане, тем сильнее вертикальная устремленность совокупного, соборного иконообраза горé. Литургический иконообраз всегда лежит в средостении мысленного креста; он находится в той точке, откуда идет движение только вверх, все же "горизонтальное" оставляется доле.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме

Ламаизм
Буддизм, как уже упоминалось, был той универсальной мировой религией, которая являла собой общий религиозный компонент различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Распространившись столь широко, буддизм не был и не мог б ...