Анализ социологических опросов показывает, что в период 1992-1997 гг. общая доля верующих среди военнослужащих возрастала, а затем эта тенденция пошла на спад с отдельными всплесками.
Представляют интересен данные о причинах и времени обращения к вере военнослужащих. По утверждению 28,6% опрошенных верующих военнослужащих, в религии они находят поддержку в трудные минуты; 24,1% - черпают в ней духовную помощь; 14,5% - находят в ней надёжную защиту в жизни; 13,7% - получают новые знания, учит добру и любви; 9,4% - находят пищу для духовного развития и самосовершенствования.
На вопрос «Когда Вы поверили в Бога?», 43,2% из числа верующих ответили, что сделали свой выбор ещё до военной службы, 6% - на службе, из них в ходе боевых действий – 2%. Остальные затруднились назвать точное время своего религиозного выбора.
Значительное увеличение числа верующих военнослужащих в сравнении с данными исследований конца 80-х – начала 90-х гг. (в 1988 г. верующими себя считали 6-8%) и некоторое ослабление атеистических позиций (количество убеждённых атеистов снизилось с 10% в 1992 г. до 4,6% в 2003 г.) побудили ряд авторов выступить с поспешными выводами о религиозном ренессансе как победившем явлении и доминирующей тенденции. Между тем анализ качественных характеристик религиозности военнослужащих свидетельствует о том, что, несмотря на наблюдаемое в 90-х годах религиозное возрождение, подавляющее большинство военнослужащих остаются неверующими и колеблющимися (в общей сложности около 60-65%).
Если же говорить о степени религиозности, т.е. глубине веры, интенсивности религиозных переживаний и культовых действий), то она не высока. Так, только 2,5% молятся по нескольку раз в день, 4% - один раз в день и лишь 2,4% - когда придёт священник. 34,5% отметили, что молятся только по необходимости или в трудную минуту. При этом 3,8% верят в загробную жизнь и лишь 3,3% - в пророков и святых. В причастии нуждается менее 3% опрошенных, во встрече с духовными наставниками (священником, пастором, муллой и др.) – 4%, в Священных текстах – 3% (в Библии – 1,4%, в Коране – 1,5 процента, в других Священных текстах – 0,1%).
Таким образом, несмотря на относительно высокий уровень военнослужащих, идентифицирующих себя верующими, число практикующих верующих в армии остаётся незначительным, как и в целом в обществе.
Показательно, что из предпочтений в сфере духовной жизни, которые нужно было назвать в ходе опроса, респонденты выбрали: «молитву» (3%) и «чтение религиозной литературы» (3.9%). В то же время современные российские фильмы любят смотреть около половины из всех опрошенных, рок-музыку предпочитают 22%, просмотр старого советского кино – 40%, зарубежное кино – 29,2%, чтение русской классической литературы - 16,6%, современной российской литературы – 17,5%, современной зарубежной литературы – 4,8%, детективов и фантастики – 26%.
Подобные предпочтения военнослужащих полностью соотносятся с общественными настроениями, как населения России и с религиозной практикой многих развитых стран, что свидетельствует о сложности и неоднозначности протекающих процессов. Некоторые российские и зарубежные эксперты считают, что в новом столетии вопросы собственно веры и неверия будут всё в большей степени решаться индивидуально, не по велению моды или под действием политического давления, а естественным путём, т.е. станут делом свободного и осознанного выбора граждан. Это крайне важно для России, где существует около 60 конфессий, а более половины граждан – неверующие, безразлично относящиеся к вере и неверию или не определившиеся в своих мировоззренческих исканиях. В ходе последнего исследования к этим категориям себя отнесли 57% опрошенных военнослужащих.
Другое по темеБуддизм в Индии
Буддизм, как и джайнизм, был реакцией небрахманских слоев
древнеиндийского населения на брахманизм. Системы санкхья, йога, веданта своими
доктринами и практическими рекомендациями создали в середине I тысячелетия до
н.э. достат ...
|