Религиозность, нерелигиозность и их типы Критерии религиозности
Составной частью социологической теории религии является совокупность операционально интерпретированных понятий: Этим понятиям дается как теоретическое, так и эмпирическое обоснование. Предпосылкой теоретического обоснования является категориально-концептуальный анализ религии. Как было показано, религия представляет собой социальную подсистему, имеет сложную структуру, занимает то или иное место в обществе, выполняет ряд функций. Эта подсистема находится в постоянном взаимодействии с другими подсистемами, испытывает их влияние, изменяется и развивается. Чтобы не утрачивать признака научности, должно уточняться, совершенствоваться и понятие “религия”. Такое уточнение может осуществляться на основе материалов частных наук. Оно проводится также на базе конкретного социологического исследования. Применение социологической теории религии в конкретном социологическом исследовании предполагает операциональную интерпретацию понятий теории. К числу наиболее важных относится операциональное понятие “религиозность”.
Представляется целесообразным понимать под религиозностью социальное качество индивида и группы, выражающееся в совокупности их религиозных свойств (признаков). Это понятие фиксирует определенность религиозных индивидов и групп; они таковы именно в силу данного качества, теряя его, они перестают быть тем, чем являются. Это качество отличает религиозных индивидов и религиозные группы от нерелигиозных.
После того как зафиксировано различие и выявлено присутствие данного качества, возникает необходимость конкретизации . представления о религиозности. Религиозность характеризуется не только качественно, но и количественно, как в статике, так и динамике. Под степенью религиозности понимается определенный уровень интенсивности религиозных свойств (признаков) индивида и группы. Распространенность религиозности представляет собой определенную величину экстенсивности разброса религиозных свойств (признаков) среди населения в целом и внутри различных социальных и демографических групп (доля обладающих религиозными свойствами индивидов среди населе-ния или в группе).
Характер религиозности можно определить как качественную и количественную особенность, специфику черт религиозности индивида, группы, населения. Типы религиозности — это понятия, которые отражают ее характер, общий для некоторого числа людей; на этой основе выделяют соответствующие классификационные группы. Состояние религиозности есть рассматриваемая синхронически, относительно устойчивая система субординированных религиозных свойств (признаков) индивида, группы, населения. Динамикой религиозности правомерно назвать рассматриваемый диахронически переход одного ее состояния в другое. Религиозность изучается в ходе конкретно-социологических исследований, с помощью наблюдения, работы над документами, контент-анализа, опроса экспертов, анкетирования, интервьюирования и т. д.
Религиозность фиксируется с помощью критериев (индикаторов); в качестве критериев выступают признаки сознания, поведения, включенности в религиозные отношения. Важно подчеркнуть, что о наличии религиозности можно судить, если обнаруживаются связи этих трех признаков. В разных религиях они различаются; дальнейшее изложение будет опираться на материалы христианства.
Другое по темеВозникновение и ранние формы религии
Истоки первых религиозных представлений предков современного
человека тесно связаны с возникновением у них ранних форм духовной жизни.
Видимо, это могло иметь место лишь на определенной ступени трансформации
нижнепалеолитически ...
|