Кроме того, для религиозного поведения характерна свобода от конфликта, постоянство и неослабевающая интенсивность. Другие способы реагирования расцениваются верующим человеком как грех, отсутствие твердости, и они более или менее заторможены. Выбор религиозного типа поведения представляется верующему единственно правильным путем, единственным средством спасения — индивид остается относительно нечувствителен к отвлекающим, рассеивающим стимулам. Устойчивость религиозного поведения проявляется в том, что избранные цели преследуются иногда ценой значительных затрат времени и энергии. Наконец, религиозные поведенческие акты отличаются необыкновенным рвением в достижении желаемого. Интенсификация облегчает воспроизведение путем усиления внимания и сокращения количества повторений, служащих для достижения необходимых действий и состояний, давая в результате чувство большей уверенности.
Наиболее религиозными следует считать те реакции, которые развивают наибольшую интенсивность воспроизведения, а субъективно переживаются как вера, надежда и любовь. Любой вид поведения, утверждал Траут, воспринимаемый как дополнение к наблюдаемым способам Достижения тех целей, которые представляются индивиду наиболее ценными, представляет собой религиозный акт.
Религиозное поведение может быть обнаружено практически везде и почти во всех живущих организмах. Муравей и шимпанзе, не знающий письменности дикарь и эрудит новейшей школы, родители и ребенок, мужчина и женщина могут реагировать по-разному на различные объекты, но их реакция будет религиозной, если направлена на некоторые позитивные цели и имеет должную степень интенсивности. Когда индивид действует без воодушевления, автоматически, его поведение можно расценивать как нерелигиозное; она не обнаруживает интегрированного движения в будущее, не включает в себя ожидания или надежды.
Вопросам религии уделял внимание и наиболее известный представитель бихевиористского направления Б. Скиннер. Он не оставил разработанной концепции религии, однако посвященная ей глава в книге “Наука и человеческое поведение”, а также отдельные замечания о религии, которые встречаются в других работах, достаточно отчетливо представляют его позицию. Высказывания Скиннера распределяются между двумя темами: источник религиозного поведения и роль религиозных институтов и контроле поведения.
Религиозное поведение, по Скиннеру, оказывается прежде всего одним из видов Так называемого оперантного поведения. Оно в отличие от респондентного (которое, как поведение собаки в экспериментах И.П.Павлова, обусловлено предшествующим стимулом); определяется событиями, следующими за реакцией. Природа этих событий изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Если последствия благоприятны для организма, то вероятность повторения данного поведенческого акта усиливается. Эффективность подкрепляющего стимула оценивается по возрастанию или убыванию частоты последующих реакций. Такое поведение является инструментальным, т. е. оно действует на окружающую среду, изменяя ее таким образом, чтобы она обеспечивала его подкрепление. Неблагоприятные последствия поведения уменьшают вероятность его повторения. Негативные стимулы также являются причиной некоторого поведения. Подкрепленное поведение имеет тенденцию повторяться, а неподкрепленное или наказуемое — не повторяться или подавляться. Соответственно, религиозное поведение осуществляется потому, что оно однажды имело место в сопровождении подкрепляющих стимулов. Нет необходимости в том, чтобы между практикуемым поведением и подкреплением существовала причинно-следственная или логическая связь, — это показало исследование Скиннера о “суевериях” у голубей. В поставленном им эксперименте подкрепление (подача пищи) проводилось с регулярными интервалами безотносительно к действиям птиц. Оказалось, что случайное совпадение подкрепления с той или иной спонтанной реакцией голубя приводило к закреплению и устойчивому сохранению такой реакции. Шестеро из восьми голубей начали демонстрировать варианты отчетливо выраженного и часто повторяемого суеверного” поведения. Один ходил кругами, другой засовывал голову в угол клетки, третий наклонялся к полу, не дотрагиваясь до него. Однажды установившиеся “суеверные” реакции имели отчетливую тенденцию сохраняться, даже когда подкрепление становилось весьма нерегулярным.
|