Религия германцев Мирча Элиаде, Ион Кулиано Источники.
Важнейшие непосредственные источники религии германцев восходят к эпохе викингов. Эдда в стихах (Старшая Эдда) на исландском языке включает десять стихотворных текстов о богах и восемнадцать - о героях. Эдда в прозе (Младшая Эдда) произведение исландского историка Снорри Стурлусона - представляет собой учебник скальдической поэзии в трех частях, предисловие к которому (Гюльфагиннинг) является введением в норвежскую мифологию. Первая часть истории норвежских королей Хеймскрингла ("Круг земной"), написанной Снорри, посвящена мифической родословной скандинавских правителей. Космогония.
Космогония описана в Младшей Эдде на основе трех эддических поэм: Речи Высокого, Речи Гримнира и Прорицание вельвы (ясновидящей). Вначале была лишь великая бездна, именуемая Гинунгагап. Прежде Земли на свет явился мир смерти Нифльхейм. Из великого колодца Хвергельмир вытекали одиннадцать рек; на юге располагалась раскаленная страна Муспелль, принадлежавшая Черному Великану Сурту. Вода рек, коснувшись Гинунгагапа, становилась ледником, но под действием муспелльского огня на льду появился человекоподобный гигант Имир. Из пота его правой подмышки родилась чета великанов, а одна его нога родила сына от другой. Из растаявшего льда вышла корова Адумла. Она питала Имира молоком, а сама питалась соленым льдом. Из этого льда родился Бури. Сын Бури Бор женился на Бестле, дочери великана Бельторна. От них родились три сына: Один, Вили и Ве. Три божественных брата убили гиганта Имира, в крови которого утонули все великаны, кроме Бергельмира с его потомством. Боги перенесли Имира в середину Гинунгагапа; из его плоти образовалась земля, из крови - вода, из черепа - небо, из костей - горы, ил волос - деревья и т.д. Звезды - это искры, вырвавшиеся из Муспелля; их ходом управляют боги. Посредине круглой земли, окруженной великим океаном, боги построили из ресниц Имира укрепление Мидгард и поселили в нем созданных вскоре людей. Когда же они построили собственное жилище - Асгард - творение завершилось. Первую человеческую чету Один сотворил их двух деревьев, Аска и Эмбли (Ясеня и Ивы), найденных им на берегу океана. Он дал им жизнь, Хенир - способность ощущать, а Лодур - человеческий облик и речь.
Мир стоит под сенью мирового древа Иггдрасиля - axis mundi (букв. "ось мира" - лат.), - держащего небесный свод. По западноскандинавским верованиям, Иггдрасиль - это ясень; под ним ежедневно собирается совет богов. Три корня Иггдрасиля уходят в три мира: мир мертвых (Хель), мир льдистых великанов и мир людей. У подножья древа бьют три источника (первоначально, видимо, один и тот же): Урд, источник судьбы, Мимир, источник мудрости, и Хвергельмир, источник всех земных рек. Из горы дерева течет животворная влага аур. Теология.
Боги делятся на две группы: асы и ваны. Асы живут в Асгарде; важнейшие из них - Один и Тор. В начале времен асы вели с ванами долгую войну, завершившуюся обменом заложников: ван Ньерд и его сын Фрейр поселились у асов, а Мимир и Хенир - у ванов. Роль в этой войне ванской богини Фрейи неясна; возможно, что она вносит в Астгард похоть, от которой асы никогда не смогут избавиться. Она научила Одина магическому искусству (сейдр).
Уже Юлий Цезарь и особенно Тацит (Германия) сообщили нам важные сведения о германских богах. Тацит отождествляет бога Одина-Водана с Меркурием. Такое толкование было распространено еще в IV в., когда германцы назвали день Меркурия - среду - "днем Водана" (англ. Wednsday, нидерланд. woensdag и т.п.) Этому богу - "царю всяческих божеств" (regnator omnium deus) приносят человеческие жертвы. Других богов отождествляют с Марсом и Геркулесом или Юпитером, богом грома. Тацит упоминает также о таинственной богине, эквивалентной Кастору и Поллуксу. Эсхатология.
Конец света связан с деятельностью одного из важнейших персонажей германской мифологии - Локи, родом великана, но участвующего во всех делах асов. Он сын великанши Лаувей; от его связи с великаншей Ангрбодой рождаются волк Фенрир и Змей Мидгарда (другое название Ермунганд мировой змей), окружающий мир, - грозные, погибельные существа. Локи может быть описан как общий всем мифологиям мира персонаж, именуемый трикстером: более древнее, чем боги, существо, хитроумное, обычно злое, иногда двуполое или транссексуальное, вместе с тем - нелепое и смешное. Выступая в женской роли, Локи рожает восьминогого жеребца Слейпнира от иноходца Свадильфари; отсюда пошла порода существ, именуемых флагды. В Старшей Эдде Локи не обнаруживает никаких злых наклонностей: только в поэме Перебранка Локи ему приписывается множество дурных поступков.
Другое по темеОппозиционные учения: джайнизм
Ортодоксальные религиозные доктрины древней Индии,
генетически восходившие к религии и мифологии арийских вед, были тесно связаны
с системой сословного неравноправия, которая нашла свое выражение в виде варн.
На основе первонач ...
|