Проблемы религии в социологии О. Конта и Г. Спенсера Яблоков И.Н., доктор философских наук
О. Конт — французский философ, социолог, методолог науки”, один из основателей позитивизма. В своих работах “Курс позитивной философии”, “Систему позитивной политики, или трактат о социологии, устанавливающей религию человечества” он рассматривал и ряд социологических проблем религиоведения. Конт ввел сам термин “социология”, осуществил “иерархизацию” научного знания. Система этого знания, по Конту, содержит переходы от наиболее абстрактных, “простых” наук к более конкретным, “сложным”: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. При этом предполагалось, что каждая предыдущая дисциплина включается в последующую в преобра-зованном виде. По мнению Конта, социология основывается на биологии, но с добавлением принципа взаимодействия людей. Социология должна заниматься социальным, коллективным, общественным организмом. Конт задумал построить науку об обществе, которой была бы присуща “чистая”, “подлинная” научность, по аналогии с естественнонаучным знанием. Желая подчеркнуть, что социология — точная наука, он назвал ее “социальной физикой” и разделил на “социальную статику” и “социальную динамику”. Социальная статика должна заниматься законами сосуществования общественных явлений, а социальная динамика — законами их последовательности.
В статическом плане Конт искал элементы общества и принципы их связи. Общество представлялось ему социальным организмом, связанным принципами “консенсуса”, который истолковывался как общее взаимодействие, взаимозависимость людей, обеспечивающие их солидарность. Общество обладает целостностью — неразрывностью своих “элементов”, “частей”, “фрагментов”, связанных в общем состоянии цивилизации.
Первичным элементом, обеспечивающим “начало общества” Конт считал семью. Это модель, на основе которой можно построить главные социальные отношения. В семье биологическое и социальное едины, в ней получают выражение альтруистические социальные чувства, которые более всего способствуют утверждению консенсуса и солидарности в обществе. Главным чувством в семье является чувство симпатии. Из семьи оно распространяется на род, с рода — на общество, с общества — на все человечество. Наряду с альтруистическими чувствами социальное согласие обеспечивают идеи и институты. “Кооперацией” занимается “правительство” в виде светской и духовной властей.
Динамику общества Конт объяснял с помощью идеи прогресса — восходящего закона развития человеческой культуры и цивилизации, совершенствования человечества в целом. Движение обеспечивают различные — прежде всего духовные — силы. Благодаря их действию реализуется телеологическая связь прошлого, настоящего и будущего. Динамика общества подчинена общеисторическому “закону трех стадий” или “состояний” — “теоретическому закону двойной эволюции” — социальной и интеллектуальной одновременно, “закону поступательного развития всего человечества”.
Переход от низшей к высшей стадии, полагал Конт, совершает как сознание всего человечества, так и индивидуальное человеческое сознание. Таких стадий три: теологическая, или фиктивная; метафизическая, или отвлеченная; научная, или позитивная. В теологическом состоянии человеческий ум, исследуя главным образом внутреннюю природу вещей, первые и конечные npичи-ны всех явлений, стремясь к абсолютному знанию, рассматривает их как продукты прямого и беспрерывного воздействия многочисленных сверхъестественных факторов. Теологическая стадия включает три фазиса — фетишизм, политеизм, монотеизм. На этой стадии господствуют духовенство и военные власти.
В метафизическое состояние, которое представляет собой видоизменение теологического, сверхъестественные факторы заменены отвлеченными силами, “сущностями” (олицетворенными абстракциями). Эти сущности (абстракции) нераздельно связаны с различными предметами, которым приписывается способность самостоятельно порождать все наблюдаемые явления. Абстракции, или сущности, оторваны от реальности и противопоставлены; ей. Объяснение явлений сводится к определению соответствующей им сущности. На этой стадии, являющейся переходной к следующей, главенствуют философы и юристы.
Другое по темеИслам: теория и практика
Краеугольным камнем религиозной теории мусульман, основным
кредо ислама является широко известная и часто употребляемая фраза: «Нет Бога
кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его». В этом изречении четко и определенно
выражена идея м ...
|