Научный атеизм - это предмет, учебно-познавательной целью которого является сформировать убеждение, что все религии ошибаются и только атеистическое мировоззрение содержит истину. (Атеистическим называют такое мировоззрение, которое отрицает существование сверхъестественных явлений.) Нравственно-воспитательная цель атеизма - сформировать и закрепить у слушателей те нравственные качества, которые одобряются моральным кодексом атеизма. Как правило, это тоже ориентация на гуманные, позитивные нормы поведения.
И богословие, и научный атеизм дают слушателям информацию о религии, но сообщение такой информации является для них не целью преподавания, а только средством. Целью же является формирование определенного отношения к религии.
И только в религиоведении сообщение слушателям информации о религии является не средством преподавания, а его целью. Однако "сообщение информации" - это цель в гносеологическом аспекте. В другом же аспекте - нравственно-воспитательном - сообщение информации о религии становится в религиоведении уже не целью, а средством. В нравственно-воспитательный аспект религиоведения входит формирование и закрепление у слушателей позитивных нравственных качеств, которые одобряются моральными кодексами многих религий. Однако главной задачей, а значит целью, является следующая: формирование и закрепление у учащихся и студентов уважительного отношения к инакомыслящим. Эта задача-цель есть специфика религиоведения, то, чего нет ни в богословии, ни в научном атеизме.
Отличия по проблематике и по цели преподавания имеют своим следствием отличие в способе преподавания. Способ преподавания, который имеет место в богословии и научном атеизме, можно назвать принципом мировоззренческой активности. Суть этого принципа - в обязательном применении системы доказательств и системы средств внушения для утверждения вывода, что только одна мировоззренческая система является истинной, а все остальные - ложными. Это означает, что преподавание богословия и научного атеизма необходимо включает в себя критику (на богословском языке : обличение) "чужих" мировоззренческих систем. Способ преподавания, который имеет место в религиоведении, можно назвать принципом мировоззренческого нейтралитета. Суть его - в принципиальном отказе от системы доказательств и системы средств внушения в пользу той или иной оценки религиозных и атеистических взглядов (по критерию "истина или заблуждение"). Это означает, что критический (обличительный) элемент в религиоведении отсутствует. Вопрос о том, какое мировоззрение или какие религии являются истинными или ложными, религиоведением выносится "за скобки" (т.е. за пределы процесса преподавания) и оставляется для личного решения каждому слушателю.
Соблюдение принципа мировоззренческого нейтралитета не означает, что в религиоведении из преподавания вообще, стопроцентно изгоняются оценочные суждения об истинности или ложности тех или других религиозных или атеистических идей. Но эти оценочные суждения должны подаваться не как истина в последней инстанции, не как вывод, навязываемый студентам преподавателем, а как знакомство с точками зрения, принадлежащим отдельным лицам или отдельным группам людей. * * *
Мировоззренческий нейтралитет религиоведения не является абсолютным. Поскольку религиоведение считает себя обязанным утверждать идеи гуманизма, постольку оно должно отвечать на вопрос: какие нормы поведения, пропагандируемые тем или иным религиозным сообществом, являются нравственными, а какие - безнравственными. Утверждение гуманизма предполагает, с одной стороны, одобрение гуманистических идеалов и норм, которые содержатся во многих религиозных системах, а с другой стороны, - критику определенных нравственных аспектов внутри некоторых религий. Но такая критика не есть критика только религий: это критика нравственно-плохого в жизни вообще и в некоторых религиях в частности.
Другое по темеОппозиционные учения: джайнизм
Ортодоксальные религиозные доктрины древней Индии,
генетически восходившие к религии и мифологии арийских вед, были тесно связаны
с системой сословного неравноправия, которая нашла свое выражение в виде варн.
На основе первонач ...
|