Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Синкретизм
Страница 1

Синкретизм

Завоеватели испанцы, придя в Мексику, охотились не только за золотом ацтеков и майя. Индейских богов они истребляли с той же жестокостью, что и самих индейцев. Но недаром мексиканцы называют свою страну плавильным котлом культур и рас. Здесь католицизм мирно уживается с основами индейской космогонии. Мессы сопровождаются ритуальными танцами, а у Девы Марии лицо индейской женщины.

Над центральной площадью Мехико развивается самый большой в стране национальный флаг. Здесь перед президентским дворцом и кафедральным собором всегда многолюдно и оживленно. Мексиканцы чрезвычайно импульсивны. Демонстрации и забастовки - самое обычное явление для страны. В Мехико они проходят на центральной площади страны - цокало. Площадь - не только политический, но и исторический центр Мексики. Рядом с цокало, на улице Гватемалы, во время строительства метрополитена были обнаружены руины ацтекского города Теночтитлан. Ацтеки были кровожадным народом. Испанцы в Теночтитлане стали свидетелями массовых жертвоприношений. У несчастных на вершине пирамид вырывали сердца, а трупы сбрасывали к подножию, где их расчленяли. Говорят, что в тот день, когда испанцы сюда явились, ацтеки принесли в жертву 80 000 человек. Все пирамиды были залиты кровью.

Католическая церковь сурово осуждала человеческие жертвоприношения, конкистадоры повсеместно разрушали языческие храмы. На их месте строили церкви. Не избежали общей судьбы и культовые сооружения на древней площади Тлателолко, которая сейчас называется площадью Трех культур. Здесь ацтеки проиграли испанцам решающее сражение. Мексиканцы считают, что кровь индейцев и испанцев, пролитая на Тлателолко, дала начало новому народу. К месту рождения новой нации водят школьников. Им с юных лет объясняют, что, какая бы кровь ни текла у них в жилах, прежде всего все они - мексиканцы. Формирование нации шло через смешение индейцев, испанцев-конкистадоров и иммигрантов последующих эпох. Метисы составляют большую часть населения - 85%, остальные - индейцы и белые. Мексика - католическая страна, и абсолютное большинство ее граждан независимо от этнического происхождения почитают Деву Марию. 12 декабря - один из самых важных для мексиканцев праздников. Мексика чествует Деву Марию Гваделупскую. Накануне праздника паломники стекаются в Мехико. Все они обязательно поднимаются на холм, где, по преданию, произошло чудо явления Девы Марии.

В 1531 г. индеец Хуан Диего шел мимо этого холма Тепиак и ему явилась темнокожая Дева Мария. Когда он рассказал об этом священникам, те ему не поверили, сказали, что Богоматерь не может явиться какому-то там индейцу. Тогда Хуан Диего снова пришел к холму и попросил у Девы Марии помощи. Богоматерь на языке ацтеков посоветовала индейцу нарвать на холме роз и в накидке отнести их домой. Диего так и сделал. Картина, висящая в церкви, и есть та самая накидка, в которую Хуан Диего завернул розы. Дома он обнаружил, что на ней в лучах солнца изображена Дева Мария. Ее изображение можно увидеть везде. Деву Марию Гваделупскую вырезают из дерева, лепят из глины, рисуют на холстах. Недавно католическая церковь канонизировала Хуана Диего. Люди идут в этот храм, чтобы попросить помощи. Рядом с его статуей вешают фотографии больных родственников, просят у святого исцеления. Но главная героиня празднования, конечно же, Дева Мария Гваделупская, покровительница Мексики. Антонио Веласко Пинья, профессор истории: "Взгляните на Деву Гваделупскую повнимательней. Сам ее образ - это слияние христианских и дохристианских традиций. 4 раза она являлась Хуану Диего, всегда в лучах солнца, которое занимало важное место в культе индейских народов. Дева была темнокожа, как индианка, говорила с Диего на языке ацтеков науатль".

Священник Хуан Ортис Магос облачается в костюм, который ему преподнесли индейцы из пригорода Мехико. По-моему, наряд этот больше подобает языческому жрецу, а не католическому падре. По воскресеньям Хуан Ортис произносит проповедь в соборе Марии Гваделупы по-испански и по-ацтекски. Индейцы от своего падре в восторге. Они говорят, что наконец-то церковь стала понимать и уважать их культуру и традиции. Коллеги-священники были потрясены, впервые увидев отца Хуана в головном уборе индейского вождя. Сейчас ничего - привыкли. Хуан Ортис: "Я разрешаю своим прихожанам проводить обряды очищения, возжигать благовония и окуривать ими храм. Индейцы у меня кланяются четырем сторонам света, подносят Богу фрукты, танцуют в храме. Я и сам с ними танцую".

Страницы: 1 2 3

Другое по теме

Буддизм и синтоизм в Японии
Индийская и китайская цивилизации на протяжении веков оказывали немалое воздействие на соседние страны и народы. И хотя это влияние имело разносторонний характер, а на периферии упомянутых двух мощных культурных центров ощущало ...