Среди представителей разных индейских общин, празднующих день Девы Марии Гваделупской на центральной площади Мехико, нет индейцев цоциль из штата Чапас. Они не приехали на праздник, потому что вообще избегают контактов с внешним миром. Чтобы увидеть, как они хранят чистоту своей индейско-христианской культуры, я сам отправился к ним. Штат Чапас богат памятниками доиспанского периода. Древний индейский город Паленке самый знаменитый из них. В центре города - площадь с четырьмя пирамидами и дворцом, в котором некогда жили жрецы… Каждые 52 года индейцы совершали ритуал зажжения Нового огня. В определенный день они забирались на холм, где стоял главный храм и ждали, когда созвездие Плеяд минует зенит. Для индейцев это значило, что в следующие 52 года жизнь будет продолжаться, конец света не наступит. Когда Плеяды проходили через зенит, в главном храме зажигали огонь. Это было сигналом к тому, чтобы огонь зажигался и в домах обычных индейцев. Древняя традиция зажигать новый огонь жива в Мексике до сих пор, только жрецы к этому ритуалу уже отношения не имеют. По дороге в Чапас мне часто попадались бегущие люди. Они несли в свои деревни, передавая по эстафете, "анторче" - огонь, который зажгли в храме Марии Гваделупы. Перевозить его на машине нельзя.
В поселке Сан-Хуан-Чомулас и живут индейцы цоциль, принадлежащие к группе народов майя. Одна из интереснейших достопримечательностей поселка - используемое до сих пор старое индейское кладбище с разрушенной церковью. Рядом с индейским кладбищем магазин, где индейцы покупают кока-колу и пепси-колу. С недавних пор они вытеснили священный напиток чече, который варили и продолжают варить из черной кукурузы. Черный цвет в индейской культуре очень важен, так как черный - это цвет подземного царства мертвых. И выпивая напиток черного цвета, человек как бы очищает свой внутренний мир. Все кладбище здесь усеяно пробками. Эстебан Лопес, гид: "Майя в поселке Сан-Хуан-Чомулас придерживаются древних обычаев. От католичества они взяли немного. Католические святые прижились здесь всего лет сто назад. Индейцы покупают иконы, переделывают на свой лад и используют в своих ритуалах. Католические мессы здесь не практикуются. Раз в год в поселок приглашают священника, который проводит коллективный обряд крещения. В остальное время священникам в храм входить запрещено".
Месса в церквях индейцев цоциль - чаще всего импровизация. Индейцы опасаются, что священники станут навязывать им каноническое богослужение, поэтому и не пускают их в свои храмы. Хоэль Падрон Гонсалес, священник: "Индейцы очень своеобразно поклоняются Христу: делают подношение из фруктов и овощей, могут принести в жертву курицу. Я был потрясен, когда в церкви Сан-Хуан-Чомулас увидел, как десять семей в разных частях храма проводили свои собственные службы. Мы все это не приветствуем, но и запретить не можем".
Мне довелось побывать в семье, члены которой продают туристам изделия народного промысла. По воскресеньям семейство посещает индейскую мессу. Это не мешает им поклоняться и католическим святым. Дома у Эрнандесов целый иконостас. Перед тем как обращаться с просьбой к Небесам, надо зажечь благовония и поставить свечку. Самая частая молитва Эрнандесов - о том, чтобы Господь послал им побольше покупателей. В этом гостеприимном доме я наконец-то попробовал настоящей деревенской еды. Специально для меня напекли кукурузных лепешек, которые служат основой для такосов. Чтобы приготовить такос, нужно взять тортилью и положить на нее понемногу от всего, что есть на столе. А на столе у нас сыр, кладем чуть-чуть сметанки, чили, совсем чуть-чуть бобов, странную смесь из помидоров, похоже на аджику, авокадо. Солим. Тыквенные семечки, которые сушат и размалывают. Их можно побольше положить. Все. Индейский такос готов. Теперь все это съедается.
У Эрнандесов можно отведать не только такосов, но и отменного самогона. Его продают и в другие штаты Мексики. Хуана Перес Эрнандес: "Мы используем этот напиток во время всевозможных ритуалов: при крещении, во время свадьбы, в день всех святых. Человеку разрешается пропустить 3 рюмки до церемонии, 3 - во время и 3 - после". Напиток называется пош, в переводе с языка цоциль - "лекарство". Делают его из маиса и сахарного тростника, для цвета и вкуса иногда добавляют фруктовый или ягодный сок, корицу. Градусов в поше 35-38. Я выпил всего-то рюмки три, но захмелел изрядно. Трудно представить, чтобы Ватикан официально разрешил индейцам прямо в храмах распивать пош или резать кур. Все это они делают без спроса. Правда, священники при этом не присутствуют. Но кое-какие обряды мексиканцам позволено совершать прямо на глазах у католического падре, не боясь при этом быть отлученным от церкви.
Другое по темеРелигии древних иранцев
Религиозная система древних иранцев складывалась в стороне
от главных центров ближневосточной цивилизации и по характеру заметно
отличалась от религиозных представлений Древнего Египта или Месопотамии,
насыщенных мифологией и н ...
|